Логопед стационарных отделений РДИиДОВЗ ГБУСО МО «КЦСОиР «Коломенский» Яковлева Т.А. проводит занятия, с использованием мульт-терапии, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в России наблюдается увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, страдающими нарушениями эмоционально-волевой сферы. Часто подобные виды нарушений имеют полиморфный характер, проявляющийся в наличии у детей нескольких клинических симптомов и психолого-педагогических особенностей.
Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются по-разному, в зависимости от состояния ребенка. Некоторые дети проявляют агрессию по отношению к другим, эмоции других детей подобны противоположным полюсам. Но есть дети, которые подавляют свои эмоции, скрывают их и переживают их в одиночестве. Для таких детей характерна неустойчивость эмоционально-волевой сферы, трудности в установлении коммуникативных контактов, проявление эмоциональных расстройств, таких как страх, тревожность, склонность к аффективным действиям, отсутствие ярких эмоциональных реакций, незаинтересованность в оценке своей деятельности, повышенная утомляемость, неравномерная сформированность психических процессов. Незрелость эмоционально-волевой сферы пагубно влияет на развитие познавательной деятельности, в частности из-за отсутствия мотивации и низкого уровня контроля. Кроме того, познавательная деятельность снижается в результате эмоционального дискомфорта, который побуждает ребенка к стереотипным действиям.
Одним из эффективных методов коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих комплексную реабилитацию на базе стационарных отделений Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Коломенский» является мульт-терапия, которая подразумевает под собой коррекцию нарушений посредством мультфильма. Этот метод добивается вовлеченности детей в общую деятельность, с учетом личных склонностей и интересов ребенка, его возможностей. Мульт-терапия - это своеобразный синтез психологии, арт-терапии и анимации, она помогает общаться со сверстниками и взрослыми, и самое главное решает проблемы с эмоционально-волевой сферой детей. Возможность участвовать в создании мультфильма повышает самооценку ребенка, его значимость, он ощущает себя причастным к чему-то важному и интересному. Мульт-терапия является смесью различных видов творческой деятельности, таких как изобразительное искусство, литература, музыка. Оживление персонажей - это всегда волшебство, чудо, сопровождающееся неподдельным восторгом ребенка. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором. Собственный рисунок может казаться ребенку некрасивым, однако, когда тот оживает на экране, то автоматически воспринимается совсем по-другому.
При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и специалиста. Во время создания мультфильма, взрослый вместе с ребенком проговаривают действия героев, описывают декорации и сюжет, это способствует накоплению словарного запаса, формированию навыков построения развернутых фраз. Так же развивается мелкая моторика рук, посредством рисования персонажей и фонов, раскрашивания и вырезания из бумаги. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра.
Таким образом, благодаря проведению коррекционных занятий по мульт-терапии происходит обучение детей выражению своих чувств, адекватному реагированию на ситуации и явления различного характера. При этом необходимо помнить о том, что ребенку нужна динамика эмоций, их разнообразие, иначе однотипные положительные эмоции могут вызвать скуку.
Для детей школьного возраста, посещающих «КЦСОиР «Коломенский» в дни летних каникул, сотрудники библиотеки им. И. Лажечникова, подготовили и провели познавательную программу «Хочу все знать». Ребята узнали, почему бумага разворачивается в воде, что находится внутри вулкана, провели эксперимент «извержение вулкана», а так же изготовили тауматроп. Тауматроп – простой кусок бумаги на палочке. С двух его сторон – по рисунку. Если быстро вращать палочку, рисунки начинают сливаться.
27 августа, для ребят школьного возраста, посещающих группу кратковременного пребывания в дни школьных каникул, в Комплексном центре социального обслуживания и реабилитации «Коломенский» прошло торжественное мероприятие «Мы на радуге живем!», посвященное закрытию летней оздоровительной площадки.