В отделении реабилитации для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья ГБУСО МО «КЦСОР «Раменский» проходят реабилитацию дети с различными нарушениями. Объединяющей характеристикой всех поступающих детей является наличие у них специфических нарушений речи. А большая часть детей приходит на реабилитацию в центр и с полным отсутствием речи. Основной формой логопедической работы с детьми и подростками является индивидуальные коррекционные занятия, которые в зависимости от возраста ребенка и его состояния здоровья длятся от 20 до 40 минут. Основными направлениями коррекционно-логопедической работы являются:
1 - логопедическая диагностика каждого ребенка при поступлении на реабилитацию;
2 - подбор оптимальных средств коррекционно-логопедического воздействия;
3 - разработка индивидуального маршрута реабилитации;
4 - обучение родителей логопедическим приемам коррекции речи у детей в процессе реабилитации;
5 - контроль за уровнем и динамикой развития речи каждого ребенка в процессе реабилитации.
Одно из направлений коррекционно-логопедической работы с детьми-инвалидами - занятия по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которые представляют собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Наиболее часто у детей слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушения количества слогов:
-ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова.
- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной
2. Нарушения последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове
- перестановка звуков соседних слогов
3. Искажения структуры отдельного слога и др.
Успешно сформированные в процессе логопедической работы речевые умения и навыки помогают детям с ограниченными возможностями здоровья наладить коммуникацию и успешно социализироваться в обществе.
А в работе с детьми с множественными дефектами в развитии полученные положительные результаты показывают, что правильно выбранные направления в работе, использование методических разработок, учитывающих как психофизиологические особенности в развитии детей, так и специальные педагогические технологии раскрывают мир слов и общения для тех, кто хотел, но долгие годы так и не мог сказать «спасибо».