Размер: м с б
Интервал: м с б
Цвета: Ц Ц Ц
Изображения:
Единая служба социального сопровождения детей-инвалидов Московской области “ДАР”
glasses
Версия для слабовидящих
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ btn

Рождение детей с синдромом Дауна не такая уж редкость. Раньше таким детям приписывали неспособность обслуживать себя самостоятельно, учиться и общаться. Сегодня изучение этого генетического заболевания шагнуло далеко вперед.

    Теперь развитие такого ребенка дает положительные результаты -  в этом солидарны врачи, педагоги и психологи. Их называют «солнечными» детьми, ведь у этих малышей почти всегда хорошее настроение и улыбка на лице. Но для того, чтобы такой малыш стал частью общества, потребуется больше внимания, заботы, усердия, а также особые условия для обучения. Развитие таких детей проходит дольше, но эти малыши  способны на многое. Еще 30-40 лет назад и речи идти не могло о том, чтобы ребенок с синдромом Дауна пошел в детский сад или школу. Сегодня все изменилось и солнечный ребенок может посещать не только специальные сады и школы, но и получать дополнительное образование. 

    Детей с легкой и средней формами отставания в развитии можно отдать в обычный или специализированный детский сад. Это хорошая практика, ведь для ребенка очень важно находиться в обществе других детей. Так у него появляются примеры для подражания. Он копирует поведение других  детей во время игр, начинает быстрее и лучше разговаривать. Оставлять его дома -это большая ошибка. Это только замедлит развитие ребенка и сильно снизит его шансы на социализацию.

     Для того, чтобы малыш хорошо учился, родителям нужно запомнить две вещи - он нужен обществу так же, как и любой другой человек. Поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. И второе - эти дети не только могут, но и очень любят учиться.  Конечно, обучение «солнечных» детей – задача непростая, но зато очень благодарная, ведь достижения такого ребенка приносят много радости как ему самому, так и его родителям.

     Методики обучения «солнечных» детей и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой очень схожи.  Они нетрадиционны, но очень эффективны, потому что их главная задача сделать незаметными значительные усилия ребенка, которые направлены на его развитие, через заинтересованность.  

    Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:                                                                                                 

Жизнь - это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы воспитания ребенка с синдромом Дауна является развитие у него двигательных функций. Этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь. Его метод обучает навыкам самообслуживания и малыши знакомятся с бытом и учатся ухаживать за собой. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание и развивает моторику. Дети с раннего возраста получают возможность развиваться как личность.  

    Так же в развитии «солнечных» детей очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. У них появляется  возможность ухаживать и заботиться о лошадях, дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детишек.  Например, программа «Маленькие Ступеньки»  адресована родителям. Авторы методики именно им  отводят самую главную роль в обучении малыша. По существу, это практическое руководство для занятий с ребенком в домашних условиях.

     В общем, любое обучение детей с синдромом Дауна опирается на их сильные стороны: хорошее зрительное восприятие и способности к наглядному обучению. Они включают  способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия.  Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались по таким программам, к моменту поступления в детский сад и в школу умели уже гораздо больше, чем те, кого они не коснулись. 

     Многие дети стали посещать обычные местные школы, где они обучаются в общих классах по индивидуальным программам. Согласно исследованиям, все дети показывают лучшие успехи в образовании в условиях интеграции.

     Правильно воспитать сложно любого ребенка, а детей с cиндромом Дауна тем более. Если ошибки воспитания для обычных детей часто остаются глубокими ранами в душе, то для особенных часто это лишение шанса на жизнь, на счастье.

И не забывайте, что ваш ребенок  обладает хроническим синдромом добра, имеет уникальную энергетику, несет свет и радость людям. Это солнечный ребенок!  Это подарок судьбы!

                                Специалист

                                по реабилитационной работе в социальной сфере Павлецова Н.Н.