Размер: м с б
Интервал: м с б
Цвета: Ц Ц Ц
Изображения:
Единая служба социального сопровождения детей-инвалидов Московской области “ДАР”
enterВход на сайт
registrationРегистрация
glasses
Версия для слабовидящих
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ btn

Методики Войта и Бобат сейчас у всех на слуху. Они относятся к наиболее популярным методам лечения двигательных расстройств и входят в большинство программ реабилитации детей с заболеваниями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Несмотря на то, что эти методики преследуют одну и ту же цель, между ними все же есть существенные отличия.

Что касается Бобат-терапии, то она получила свое название от имени своих создателей - англичан Карла и Берты Бобат.  Они создали новый подход в лечении детей с двигательными нарушениями. Карл работал нейрофизиологом, а Берта врачом-физиотерапевтом. И в ходе клинических исследований супруги заметили, что наилучшего результата в реабилитации детей можно достичь, воздействуя на все аспекты жизни маленького пациента.

Инструктор Бобат-терапии помогает ребенку принять физиологическое (то есть максимально естественное для здорового человека) положение, которое способно скорректировать патологическое движение. Так, постепенно, с каждым занятием у ребенка появляется «двигательная осознанность». Он запоминает, что нужно сделать, чтобы перевернуться, встать, как наклонить голову.

Благодаря многократным повторениям, Бобат-терапия помогает ребенку сформировать правильный стереотип движения, который не смог развиться из-за наличия той или иной патологии.

А Войта-терапию разработал чешский невролог Вацлав Войта, который много лет посвятил работе с детьми с ДЦП. Он обнаружил, что при воздействии на определенные участки тела можно развить двигательные реакции и навыки, которые ребенок без патологии развития формирует за первый год своей жизни естественным путем.

Во время занятия ребенка укладывают в определенные позы и, нажимая на определенные точки, пытаются вызвать рефлекторные движения. Задача метода сформировать двигательные навыки, соответствующие возрасту ребенка. Пройдя курс войта-терапии, малыш сможет научиться хватать предметы и ходить.

Так в чем же разница? Дело в том, что развитие координации движений у всех людей происходит в строгом алгоритме.  Сначала происходит стабилизация в пространстве головы и шеи, затем туловища, потом верхних конечностей, и в последнюю очередь нижних конечностей. Этот принцип заложен во всех современных методиках, в том числе в Войта и Бобат-терапии. Разница между ними заключается в том, что в Бобат-терапии специалист ЛФК управляет позой и движениями ребенка, провоцируя желаемые рефлексы. А Войта-терапия предполагает удержание определенной позиции на протяжение нескольких минут, с воздействием на определенные зоны, чем активизирует рефлекторную реакцию.

У этих методик есть и противопоказания. Категорически запрещается использовать эти методы при эпилепсии и шизофрении. А при судорогах в выраженной форме, применение такого лечения может усугубить протекание болезни.

Конечно же, вы спросите, а какую из методик выбрать? В мире используется множество методик, и нельзя акцентировать свое внимание на чем-то одном. Есть мнение, что Бобат-терапия более эффективна для взрослых и детей старшего возраста, а Войта-терапия для детей до 2-3 лет. На самом деле, наиболее правильным будет совмещение двух этих методик. Такой подход позволяет добиться положительных результатов максимально быстро.  Ведь на свете нет одинаковых людей. Все мы разные и патологии у нас разные, а значит методики, упражнения и программы должны быть подобраны исключительно индивидуально. Методики Войта и Бобат можно использовать при различных патологиях нервной системы - ДЦП, спинальных травмах, врожденных пороках развития, и при сколиозе.

И помните, что приступить к курсу нейродинамической реабилитации можно в любом возрасте, начиная с грудничкового и заканчивая совершеннолетием. Но, как и любое другое лечение, чем раньше начнешь - тем эффективнее окажется терапия.

                          

Специалист по реабилитационной работе

в социальной сфере

 Павлецова Н.Н.