Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен в виде следующих этапов:
-исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;
-установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;
-оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;
-выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;
-работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;
-анализ эффективности достигнутых результатов.
В процессе знакомства с условиями воспитания в семье ребёнка-дошкольника с отклонениями в развитии педагоги и специалисты собирают информацию по следующим вопросам:
-состав семьи, род занятий взрослых, материальное обеспечение, санитарно-гигиенические условия;
-отношения в семье, уровень общей культуры родителей, отношение родителей к детям, привязанность ребёнка к членам семьи;
-поведение и занятия ребёнка дома, любимые занятия, игрушки, формы общения с ребёнком в семье, предъявление к его поведению и деятельности требований со стороны членов семьи, выполнение режима дня, участие ребёнка в домашнем труде;
-отношение родителей к проведению общеразвивающей и специальной работы, результативность консультирования у специалистов, организация занятий в семье, участие членов семьи в проведении работы с ребёнком, оценка своих педагогических возможностей, оценка эффективности работы с ребёнком, вера в его возможности;
-характер трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребёнка;
-знания родителей о содержании воспитания и обучения ребёнка в дошкольном учреждении, методах работы по различным направлениям, желание и заинтересованность родителей в участии в совместной с педагогами коррекционно-развивающей работе.
Полученная педагогами информация при поступлении ребёнка в учреждение и дополняемая по мере знакомства с родителями является основанием для построения модели работы, выбора форм и методов взаимодействия.
\В связи с этим дифференцированный подход при организации работы с родителями — необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода при работе с родителями необходимо учитывать своеобразие условий жизни каждой семьи, возраст родителей, уровень их подготовленности в вопросах воспитания, готовность к сотрудничеству. Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
В рамках диагностического этапа анализируются личностные особенности родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные свойства, определяется уровень тревожности. Примерный инструментарий для диагностирования семьи может включать в себя: наблюдение, беседы-интервью, проективные методики, личностные тесты (16-факторный личностный опросник Кеттелла, методика Э. Г. Эйдемиллера, опросник PARI «Измерения родительских установок и реакции, цветовой тест Люшера.
Д. Митчеллом выделены примеры потенциальных проблем, с которыми сталкиваются специалисты, взаимодействующие с семьей особого ребенка:
«мать–отец»: индивидуальное состояние каждого и гармоничность отношений до рождения ребенка, необходимость принять ограничения ребенка;
«мать – особый ребенок»: депрессия, чувство вины, самообвинение, проблема отношения к ребенку;
«мать – здоровый ребенок»: недостаток внимания к здоровому ребенку, взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком, использование здорового ребенка в качестве «компенсации»;
«отец – особый ребенок»: отказ отца от физического и психологического участия в заботе об особом ребенке;
«отец – здоровый ребенок»: недостаток внимания к здоровому ребенку, взваливание на здорового ребенка непосильных обязанностей по уходу за особым ребенком, использование здорового ребенка в качестве «компенсации»;
«особый ребенок – здоровый ребенок»: чувство вины, стыда, «порабощение» особым ребенком здорового брата или сестры, амбивалентные чувства здорового ребенка по отношению к брату/сестре с нарушениями.
Для выявления уровня психолого-педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы: анкетирование и тестирование родителей; индивидуальные беседы с родителями, с детьми; посещение семьи ребенка; изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья»; наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья»; наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время совместной деятельности; моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д.
С диагностическими целями посещение семьи осуществляют воспитатель вместе с педагогом-психологом учреждения. Эффективное проведение данного мероприятия требует от педагогов деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители. Воспитатель заранее подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку.
Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагоги должны получить определенную информацию:
-общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи: ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье;
-роль родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план);
-на что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание и т. д.;
-система воспитательных воздействий на ребенка: участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий или непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком; отсутствие воспитания;
-организация совместных форм деятельности в семье: вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы; распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение каких-то из них на ребенка; разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция дошкольника от домашних событий;
-создание развивающей среды в семье: игровой и книжный уголки, наличие пособий, игр и др.
Вся полученная информация тщательно анализируется социальным педагогом, уполномоченным по правам ребенка, воспитателями и медицинским работником. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности.