ГБУСО МО «КЦСОР «Реутовский», г. Реутов, 06.11.2020 г.
Авторская статья «Сказкотерапия как метод эффективного социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ»
#министерствосоцразвитиямо
#социалка
#фаевскаяиринаклавдиевна
#реутовскоеусзн
#кцсорреутовский
#методика
#реабилитация
Сказкотерапия как метод эффективного социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ
специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Ветютнева О.Н.
Сказка – самый доступный способ донести до ребенка причинно-следственные связи событий и поступков, заложить в детскую душу ценностные ориентиры и помочь ему найти свое место в этом большом мире. Конечно же, это волшебство, тайна, то, что вызывает живой интерес у каждого малыша, следовательно, проходит через его эмоциональный опыт.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Сказки бывают художественные, обучающие, а также психологические, которые помогают решать такие сложные личностные проблемы, как поиск смысла жизни, внутренние конфликты, поиск своего места в жизни и т.д. Коррекционные психологические сказки могут быть направлены на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально- волевой сферы, развития речи.
Сказкотерапия – это лечение средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности. Говоря языком специалиста, это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт предшествующих поколений. Этот метод успешно применяется как в групповой, так и в индивидуальной, психологической работе и в некоторой степени является универсальным инструментом, то есть подходит для работы со всеми возможными психологическими проблемами и доступен практически для всех возрастов.
На занятиях с детьми можно не только использовать готовые сказки, но и сочинять свои. При сочинении сказки психологу лучше всего отталкиваться от того, что придумывает малыш, и умело вплетать детские предложения относительно событий и персонажей в общее повествование. Ребенок может подключиться к работе над сказкой практически на любом этапе. При этом не только корректируется поведение, но еще и развивается активная речь, мышление, воображение и творческие способности ребенка. При создании сказки отталкиваться нужно от того, что нравится ребенку, что вызывает у него положительные эмоции.
Чтобы написать собственную сказку, нужно знать принципы ее построения:
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми.