Размер: м с б
Интервал: м с б
Цвета: Ц Ц Ц
Изображения:
glasses
Версия для слабовидящих
НОВОСТИ btn
25 января 2021
Город: Реутов
Организация: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Реутовский»
Авторская статья специалиста КЦСОР «Реутовский» «Формирование начальных временных представлений у детей с ОВЗ»

ГБУСО МО «КЦСОР «Реутовский», г. Реутов, 22.01.2021 г.

Авторская статья специалиста КЦСОР «Реутовский» «Формирование начальных временных представлений у детей с ОВЗ»

#министерствосоцразвитиямо#социалка#фаевскаяиринаклавдиевна

#реутовскоеусзн#кцсорреутовский#методика#реабилитация

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Специалист по реабилитационной работе Котровская Е.Б.

В «Комплексном центре социального обслуживания и реабилитации «Реутовский»» при проведении коррекционно-развивающих занятий большое внимание уделяется развитию когнитивной сферы детей. Одним из направлений работы является формирование временных представлений, так как в жизни мы постоянно сталкиваемся со временем и правильное восприятие и понимание временных отношений очень важно.

Время – это достаточно абстрактное понятие, трудное для восприятия детьми дошкольного возраста и тем более для детей с ОВЗ. Временные понятия трудны для понимания детей из-за своей специфичности:

- невозможности восприятия времени органами чувств, в отличие от других величин (мы не можем его ощутить, увидеть и т.д.);

- непрямое, а косвенное измерение времени;

- большое количество временных понятий (раньше, позже, сейчас и т.д.).

У детей с ОВЗ отмечается смешение временных рамок и понятий, они очень часто путаются во временах суток, днях недели, месяцах и т.д. Дети испытывают значительные трудности в усвоении способов восприятия и моделирования временных отношений и ориентировки во времени. Представления о времени и единицах его измерения у детей с ОВЗ непрочные, обрывочные, недифференцированные и поверхностные.

Начинать формирование временных представлений у детей можно с обсуждения режима их дня. У детей уточняются детали их распорядка: что они делают, после того как проснулись, что они делают перед тем как лечь спать и т.д.

Для понимания понятия «сутки» используются плоскостные модели времени суток и изображения с выполняемыми действиями людей в то или иное время суток. Обращается внимание на отличительные признаки, напр.: утром солнце поднимается над горизонтом, начинает рассветать, а вечером наоборот, солнце садится за горизонт и начинает смеркаться. Также опираясь на схематичные изображения, ребенок также усваивает понятия «раньше - позже» и понятия «до - после».

Для понимания цикличности и непрерывности времени можно использовать «суточный круг» с делениями на сектора, где ребятам показывается, что после вечера наступает ночь и начинаются новые сутки и так каждый день.

Для закрепления навыка усвоения данной категории времени можно использовать следующие задания:

- рассмотреть изображения с разными частями суток и найти сходства и отличия;

- показать заданное время суток и обозначить его признаки;

- систематизировать представленные на картинках действия, выполняемые людьми в разное время суток;

- указать к какой части суток относится тот или иной отрывок из рассказа или сказки;

- разложить схематичные изображения частей суток в правильной последовательности;

- по данному педагогом признаку, определить часть суток;

- найти ошибку в разложенных схематичных изображениях частей суток и установить правильную последовательность;

- определить ту часть суток, которая идет ДО или ПОСЛЕ указанной педагогом.

Таким образом, усвоение детьми эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.

Поделиться: