ГБУСО МО «КЦСОР «Реутовский», г. Реутов, 11.12.2020 г.
Авторская статья специалиста Лыткиной Е.А. программа по курсу «Информационная культура для детей и подростков с ОВЗ» #министерствосоцразвитиямо#социалка#фаевскаяиринаклавдиевна#реутовскоеусзн
#кцсорреутовский#методика#реабилитация
ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Лыткина Елена Анатольевна
специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
В Центр поступают дети, имеющие комплекс проблем, таких как: замедленное психофизическое развитие, нарушение поведения, педагогическая запущенность, ортопедические заболевания и др.
Поскольку все существующие программы по информатике рассчитаны на детей с сохранным интеллектом, возникла необходимость в составлении программы, учитывающей не физический возраст ребенка, а его интеллектуальный уровень развития.
При составлении программы по начальному курсу «Информационной культуры» был использован позитивный опыт специалистов, разработчиков программ по информатике: доктора педагогических наук, профессора Первина Ю.А., а также профессора, доктора педагогических наук, кандидата технических наук Макаровой Н.В. и кандидата психологических наук Горвица Ю.М.
Составленная программа рассчитана на большой возрастной диапазон детей с ограниченными возможностями.
Программа по начальному курсу «Информационная культура» решает социальную проблему, связанную с компьютеризацией в стране, т.к. психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии.
При проведении занятий чаще применяется индивидуальная форма обучения, реже групповая, т.к. работа парами и более приводит к нежелательным последствиям: более пассивный ребёнок так никогда и не научится работать за компьютером и останется наблюдателем.
Исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка программа разбита на три этапа по принципу дидактической спирали: освоение элементарных навыков через развивающую игру на первом этапе и постепенное усложнение обучающего материала на следующих. В зависимости от уровня развития и подготовленности ребёнка, обучение можно начать как с первого этапа, так и со второго и третьего.
Первый этап - «Адаптация к компьютерной среде. Формирование элементарных навыков работы с компьютером» – составлен для детей 3-6 летнего уровня развития. Оптимальная длительность занятий за компьютером составляет 10-15 мин. Не более 2-х раз в неделю.
Второй этап - «Подготовка к работе в текстовом редакторе Word и графическом редакторе Paint» – составлен для детей 7-9 летнего уровня развития, владеющих грамотой и умеющих читать, считать. Длительность занятий, с учётом рекомендации невролога, примерно 15-20 мин. 2 раза в неделю.
Третий этап - «Освоение основных навыков работы в текстовом и графическом редакторах WORD, Paint» - разработан для детей, прошедших первые этапы или способных начать сразу с третьего.
Продолжительность занятий, исходя из психофизических особенностей детей, составляет не более 20-30 мин.
В результате дети с особенностями в развитии, освоив компьютерные технологии начинают общаться между собой в соцсетях, участвовать в международных и всероссийских конкурсах компьютерного рисунка. Бывает иногда так, что именно на занятиях с компьютером ребенок с ограниченными возможностями произносит первое слово, появляется долгожданная улыбка, желание общаться и доверять окружающим.