Для психолого – педагогического исследования детей с ОВЗ используем данные диагностические методики:
1. Методика Пьерона – Рузера - направлена на исследование внимания и темпа деятельности ребенка ;
2. Методика А.Р. Лурия – направлена на определение состояния кратковременной памяти;
3. Методика А.Н. Леонтьева – определяет опосредованное запоминание;
4. Методика Кооса – представляет собой обучающий эксперимент;
5. Методика Векслера – исследование интеллекта;
6. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева
Комплексное применение данных методик помогает качественно охарактеризовать индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, можно говорить о том, что важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога - психолога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач. Именно благодаря деятельности педагога - психолога вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем у детей с ОВЗ. Развитие и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования и сопровождения на всех этапах обучения.