Начальная школа – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем современного общества. Общий системный кризис в России способствовал глубокому духовно-нравственному кризису общества, который привёл к дефициту социального оптимизма, любви, милосердия. Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а такие дети в нашей школе, городе, области, стране есть. Воспитание необычных детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования (далее - Программа) – это комплексная программа, направленная на создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие обучающихся с ОВЗ на основе их приобщения к базовым ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляющих образовательную деятельность на воспитание ребёнка в духе любви к Родине уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.