К сожалению, как пишет Е. И. Холостова, нередко встречаются и негативные реакции родителей - это может быть, как и чрезмерная защита, так и скрытое или открытое отречение, которые задерживают развитие ребенка или мешают развитию. Таким семьям необходима помощь и психологическая поддержка, где большую роль играют специалисты по социальной реабилитации. Социальную реабилитацию необходимо начинать не с самого ребенка, а с родителей, с того, чтобы сформировать у них психологическую готовность к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Как отмечает О. В. Солодянкина, родители должны быть готовы к тому, что ребёнок с проблемами здоровья изменит их отношение к другим детям, а не только будет является источником отрицательных эмоциональных переживаний, появление такого ребёнка внесёт определенные изменения в привычный быт семьи. На сегодняшний день видна определенная «психологическая стена» между людьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми людьми. И общество и дети с ограниченными возможностями здоровья страдают от такой «психологической стены». Много вопросов возникает у родителей по поводу организации жизни и воспитания детей с проблемами здоровья. Ведь, большинство, из них ожидали рождение здорового ребенка, и оказались психологически не готовы к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Но пройдет немного времени, родители, отойдут от первого шока, и начнут осваивать науку воспитания ребенка, будут перенимать опыт других семей, накапливая свой опыт путем проб и ошибок.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья самое главное это контакт с семьёй и близкими людьми. Это связано с тем, что контакт с окружающим миром занимает незначительное количество времени в их жизни. Семья имеет большую возможность в решении самых разнообразных вопросов – это, в первую очередь, воспитание детей, включение их в социальную и трудовую сферы, становления детей, как активных членов общества. В результате исследований (Е. Б. Айвазян, А. В. Павлова, Г. Ю. Одинокова и других) было выявлено, что рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья может нарушить сложившуюся жизнедеятельность семьи и могут измениться супружеские отношения, психологический климат. Как правило, в результате – формируются дисгармоничные детско–родительские отношения. Для семьи рождение такого ребёнка всегда стресс. Воспитание «особого» ребёнка может стать непосильной для близких людей, в такой ситуации родители могут чувствовать себя виноватыми, чувствовать боль, горе и отчаяние.
По мнению Л. В. Андреевой - семья, а также ближайшее окружение ребенка с проблемами здоровья — главное звено в плане его воспитания и обучения. Все семьи, у которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют сходные проблемы и затруднения.