Совместный отдых обычных и особенных детей принято называть инклюзивным.
Вот именно так каждый вторник отдыхают воспитанники стационарного отделения РЦ «Сказка», посещая детскую игровую площадку " Скворечник" в Воскресенском Пассаже.
Актуальность проблемы инклюзивного отдыха связана, прежде всего, с тем, что число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Российской Федерации неуклонно растет.
Долгие годы существовало четкое деление детей на «обычных» и «инвалидов», которые практически не могли реализовать свои возможности в отдыхе, учебе наравне со здоровыми детьми.
Конечно, дети с инвалидностью или дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на путевку за государственный счет. Дети смогут отдохнуть на базе отдыха вместе со своими родителями. Это замечательно, но такой отдых не может обеспечить им интеграцию и не способствует развитию самостоятельности, приобретению опыта жизни в коллективе.
В России пока практически не существует по-настоящему полных инклюзивных смен в домах отдыха, летних и зимних лагерях, закрытых детских площадках, где дети с особенностями могли бы отдыхать совместно с обычными детьми.
Благодаря руководству детской игровой площадке Скворечник воспитанники стационарного отделения, наши особенные дети получили возможность отдыхать наряду с их "обычными" сверстниками.
Но для того чтобы это осуществить, специалистами стационарного отделения была проведена огромная работа. Была разработана методика, согласно которой осуществлялась подготовка детей к отдыху в новых условиях, внесены корректировки в программное наполнение, по итогам каждого посещения собиралась обратная связь и проводился анализ результатов опыта.
Психологи и дефектологи разработали специальные тематические программы, которые адаптированы таким образом, чтобы вовлекать в процесс и обычных, и особенных детей — все образовательные и творческие занятия были ориентированы на сбалансированное сочетание отдыха, активности и развития.
Главной целью посещения "Скворечника" специалисты ставили социальную интеграцию особенных детей в среду обычных сверстников и создание условий для успешной адаптации детей, дать возможность ребятам выработать навыки самостоятельности в быту. Стоит отметить, что программа действует и есть ощутимые результаты. Благодаря " Скворечнику" и программе разработанной нашими специалистами даже заметно улучшился психоэмоциональный фон в группе.
Прогулки в природной среде – один из наиболее доступных и приятных способов сбросить напряжение и укрепить здоровье. Общение с природой позволяет почувствовать близость к своим истокам, к природе, дикой и нетронутой человеком. Свежий, пахнущий хвоей воздух и общение с животными развеивает стресс и поднимает настроение. Да и планировка города позволяет без особого труда добраться до природы – леса тут практически везде.
Во время заезда в стационарное отделение на 21 день многие дети испытывают страх, тревогу, стресс, но не все могут самостоятельно с этим справиться. Педагоги-психологи Наро-Фоминского РЦ «Сказка» Гребенюк Ю.Н. и Шишева Е.Е. уделяют большое внимание эмоциональному состоянию детей. В своей работе используют различные методы, учитывая индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.