Размер: м с б
Интервал: м с б
Цвета: Ц Ц Ц
Изображения:
Единая служба социального сопровождения детей-инвалидов Московской области “ДАР”
glasses
Версия для слабовидящих
НОВОСТИ btn
24 ноября 2021
Город: Королёв
Организация: Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области "Королевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Забота"
"Консультации для родителей" С.В. Клюевой, учителя дефектолога отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями ГКУ СО МО "Королевский СРЦН "Забота"

 

Консультация для родителей

«Я сам!» или как приучать ребенка с ОВЗ

к самостоятельности.

        Работая с детьми с ограниченными возможностями в развитии, я иногда сталкиваюсь с проблемой неумения ребенка обслужить себя самостоятельно. Есть дети, которые демонстрируют хорошую обучаемость, но в то же время, совершенно не умеют обслуживать себя сами. Например, это становится понятно, если ребенку потребовалось сходить в туалет и выполнить все манипуляции самому и правильно. Некоторые дети не умеют или не приучены мыть руки после туалета. Кто-то из детей просто мочит руки под водой без мыла,  кто-то и вовсе подставляет руки под воду  и ждет, когда я проведу все нужные манипуляции с его руками. Это говорит о несформированности навыков и умений самостоятельно жить и обеспечивать свои потребности.

       Причины  такого положения могут быть совершенно разные, и хочется обратить внимание  родителей на важность и нужность обучения детей самостоятельности с самых ранних лет.

       Для более полноценного развития ребенок должен обладать умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни. И обучение ребенка этим навыкам ложится непосредственно на плечи его родителей и законных представителей, так как они находятся рядом со своими детьми постоянно. Каждый день ребенок должен проводить жизненно важные манипуляции по обеспечению себе комфортной жизни: чистить зубы, умываться, самостоятельно и аккуратно ходить в туалет, мыть руки, есть, одеваться и т.д…

       Помимо того формирование навыков самообслуживания решает и другие задачи по общему развитию ребенка с ОВЗ расширяя представления и знания об окружающих вещах, их предназначении и свойствах.  Формирует умения ориентироваться на образец, выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, соблюдать определенную последовательность действий, развивает  моторику и зрительно – моторную координацию.  А успешность и качество овладения этими навыками является необходимым условием успешной социализации и адаптации в обществе.

      Ребенок с ОВЗ находится в центре внимания семьи. Взрослые стремятся максимально удовлетворять его потребности, берут на себя все повседневные заботы. Любящие родители  не задумываются о подготовке сына или дочки к реальной, самостоятельной жизни  в будущем. Иногда родителям легче и быстрее сделать все самому, чем из раза в раз контролировать процесс самостоятельной деятельности детей  в моменты одевания или уборки игрушек. 

        Родители отдают ребенку много сил и внимания, но при этом упускают всю важность и нужность научиться делать самые необходимые вещи самому.

      Детям с особыми потребностями требуется помощь взрослого в овладении всеми этими навыками. А взрослому  нужно время и терпение,
чтобы научить малыша самостоятельно принимать пищу, ходить в туалет, ложиться спать и т.д.

Советы родителям:

       Для обучения любому умению используют метод пошагового обучения, когда один сложный навык делится на множество маленьких шагов. Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Распорядок дня создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки у любого человека.

      Для дополнительной сенсорной опоры и улучшения понимания ребенком действий можно воспользоваться  коммуникационной системой обмена изображениями — это «система дополнительной альтернативной коммуникации»  (PECS).

    Так же при обучении любому умению, можно обозначить подробный пошаговый план. Опора на картинки способствует лучшему пониманию и запоминанию и порядка манипуляций.  Не пытайтесь научить ребенка всем манипуляциям  сразу. Выберете 1-2, начните с более простых (мытье рук), после усвоения этого навыка, переходите к обучению следующего. Постепенно ребенок выучит все навыки самообслуживания, по плану распорядка дня.

  1. Создайте  положительно-эмоциональное отношение  к усвоению нового навыка. Хвалите ребенка, говорите какой он самостоятельный и ловкий, как хорошо он выполняет все задания, тем самым способствуя его психическому развитию.  У ребенка поднимается самооценка, он чувствует свою значимость и нужность. Это, в свою очередь, является важным шагом на пути к его независимости.
  2. Используйте игру как метод по развитию навыков самообслуживания. Игры близки и доступны для детей любого возраста и их используют как эффективное средство в процессах образования и обучения. Мойте руки куклам, мишкам, папе, братьям и сестрам. Вовлекайте в игру ребенка.
  3. Неоднократно покажите ребенку на собственном примере, как выполнять действие. Комментируйте каждое действие по плану. Просите ребенка повторять манипуляции за вами.
  4. Дайте действовать ребенку самостоятельно. Подсказывайте,  укажите на ошибки спокойно и терпеливо.

      Помните о том, что для правильного и самостоятельного выполнениянавыков в любой ситуации, ребенку с ОВЗ необходимо практиковаться! 

С уважением, С.В. Клюева,  учитель-дефектолог  отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями ГКУ СО МО "Королевский СРЦН "Забота".

 

Поделиться: