Ребенку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать комфортные психологические условия в семье, способствующие сохранению и укреплению его здоровья. Для этого родителям необходимо четко представлять характер нарушения, динамику развития ребенка. Без помощи специалистов тут не обойтись. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Важнейшее условие социализации ребенка с ОВЗ – сознательное участие семьи в общественном процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует педагогическое воздействие на ребенка.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ – относительно новая сфера деятельности специалистов. На сегодняшний день ощущается недостаток работ, в которых были бы описаны знания и опыт, накопленные в данной области, что целью социального, психолого-педагогического сопровождения является помощь семье в создании для ребенка с инвалидностью благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, социализации, а также поддерживающей среды для самой семьи.
Психолого-педагогическая помощь семье в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида осуществляется педагогами (воспитателями) и специалистами дошкольного учреждения: дефектологом, логопедом, психологом.
Основная цель работы специалистов с родителями – это их своевременное информирование об особенностях развития психики ребёнка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми.
При осуществлении взаимодействия с родителями педагоги и специалисты руководствуются рядом принципов:
— индивидуально-ориентированный подход к каждой семье;
— соблюдение морально-этических норм в общении с каждой семьёй, воспитывающей ребёнка с особыми образовательными потребностями;
— конфиденциальность в общении специалистов с родителями;
— своевременное оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку и его семье с момента поступления в дошкольное учреждение;
— равноправное партнёрство с семьёй;
— педагогический оптимизм, ориентация на положительный прогноз в развитии ребёнка;
— комплексный подход в системе психолого-педагогической помощи семьям, осмысленный взаимообмен информацией в процессе сотрудничества педагогов и специалистов.