Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают определенными талантами, способностями. Правда, для развития способностей, требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей называют «детьми с особыми потребностями», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи.
Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Одной из форм адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе, позволяющей им почувствовать себя интересными и нужными людьми, ощутить свою неповторимость, освободиться от комплекса неполноценности, является творческая реабилитация, предполагающая занятия любыми видами творческой деятельности. Психофизиологические особенности обучающихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях кружковой системы обучения это возможно при дифференциальном подходе обучения, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому воспитаннику достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям. Более сильным детям предлагается больше различных идей, их творческий потенциал высок и они способны выполнить более сложные изделия, а менее способных детей нужно морально поддержать и предложить им интересную работу по их индивидуальным способностям. Такие дети аккуратно и с любовью изготавливают несложные изделия. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Каждый ребенок должен обязательно достичь запланированного конечного итога, им очень важно видеть результаты своей деятельности, получить устную оценку и одобрение педагога.
Практика работы с детьми ОВЗ показывает, что рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.