Тема: «Лучшие инновационные технологии, направленные на профилактику насилия в семье».
Цель: формирование умения управлять выражением своих эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости в целом.
Задачи:
- расширить представления воспитанников и их родителей о видах и значении эмоций в жизни;
- закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояния людей;
- совершенствовать умение адекватно реагировать на эмоции окружающих людей и проявлять свои;
- формировать положительный эмоциональный настрой;
- развить навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
Оснащение:
интерактивная песочница iSand BOX,картинки с изображением различных эмоций, бланки для упражнений, «коробка –мирилка».
Целевая аудитория:
воспитанники отделения диагностики и социальной реабилитации в возрасте с 3 до 10 лет (стационарная форма обслуживания), родители.
Разработчик: психолог отделения диагностики и социальной реабилитации (стационарная форма обслуживания) Терешкина Е.Н.
Ход занятия.
Ритуал приветствия
- Добрый день, я рада приветствовать вас, а вы?
- Покажите друг другу выражением лица, что вы рады встрече.
А теперь выразите радость встречи интонацией и движением.
- Уважаемые участники, что это я вам показываю? (психолог показывает карточки с разными эмоциями, смайлы)
- Где мы ими пользуемся? Зачем мы ими пользуемся?
При написании смс-сообщения, чтобы передать эмоцию, сделать высказывание более выразительным, мы пользуемся этими значками – смайликами.
Также и в жизни, на событие мы реагируем эмоционально.
- Как вы думаете, о чем сегодня на занятии у нас пойдет речь?
- Правильно, мы узнаем, что такое эмоции и какие они бывают, а также научимся способам саморегуляции эмоциями.
3. Актуализация знаний
Мини-лекция
Любая эмоция – это реакция внутреннего состояния на внешнюю среду. Эмоции − краткосрочны. Например: скука, гнев, раздражение. Эмоции могут переходить в устойчивые чувства.
Чувства − более пролонгированный процесс. Чувства основаны на морали, на этике, на убеждениях человека т. е. на более высоких слоях сознания. Например: ненависть, вина, любовь...
Какие бывают эмоции?
Эмоции можно разделить на 3 основные группы: положительные (позитив), отрицательные (негатив) и нейтральные.
- Я предлагаю вам самим определить к какой группе относится зачитываемая мной эмоция (психолог называет эмоции вразброс, далее каждая эмоция разбирается наглядно с использованием интерактивной песочницы iSand BOX)
Положительные эмоции:
Отрицательные эмоции
Нейтральные эмоции
Радость – ощущение полного удовлетворения актуальной потребности. Например, когда человек простоял 20 минут на остановке и наконец-то увидел приближающийся автобус.
Азарт – мощное эмоциональное состояние, побуждающее сильный интерес и желание продолжать.
Восторг – резкий подъем радостных чувств. Восторг от встречи с давним другом или осознания того, что вы выиграли в лотерею.
Восхищение – высшая форма удовлетворения. Яркая эмоция, побуждающая беспрерывно наблюдать за объектом, который дарит это душевное состояние. Например, восхищение талантливым человеком, который может делать особенные вещи (играет на скрипке, ходит по раскаленным углям), недоступные большинству.
Наслаждение – глубокое, длительное удовлетворение. Наслаждение испытывают, когда после долгих усилий получают желаемое.
Симпатия – одобрительное отношение. Симпатия в основном возникает на основе общих интересов или ценностей. Она может возникнуть по отношению к новому знакомому, который, например, любит читать те же книги что и вы.
Печаль – базовая эмоция, возникающая при потере значимого объекта, своеобразная вариация горя.
Гнев – сильная эмоция, проявляющаяся при внезапном появлении препятствия. Человек гневается, когда не может заполучить желаемое.
Страдание – совокупность тягостных ощущений, возникающих при потере всякой надежды на исполнение желаемых благ, результатов. Человек страдает, когда понимает, что больше никогда не увидит любимого человека.
Отвращение – сильная форма отталкивания, неприятия. Мы испытываем отвращение, когда видим человека, чьи принципы, действия и поступки в корне противоречат нашим внутренним представлениям о морали и общечеловеческих ценностях.
Страх – состояние, возникающее при получении информации о возможной угрозе. Человек испытывает страх, когда понимает, что может получить травму.
Тревога – может быть вызвана целой гаммой разных эмоций: зависть, ревность, страх и т.д. Индивид может чувствовать тревогу, когда идет на важное собеседование.
Скука – пассивное состояние, полное отсутствие интереса. Эта эмоция хорошо знакома ученикам, которым приходится сидеть на нудных уроках.
Любопытство – неосознанное стремление к интеллектуальному познанию. Присуще абсолютно для всех возрастных категорий, но особенно проявляется в ранний период развития ребенка.
Изумление – эмоция, появляющаяся при возникновении неожиданной ситуации.
Безразличие – пассивное отношение ко всему происходящему.
Созерцание – эмоция, возникающая у субъекта при изучении предмета.
Удивление – по своему проявлению похоже на изумление, только в этом случае с более спокойным выражением.
У каждого человека список эмоций разный. Приведенный список эмоций дает общее понятие о их разнообразии.
Каждый человек понимает, что жизнь без эмоций невозможна. Любое событие, разговор, звук, картинка – все это вызывает определенную ответную реакцию в организме. Эмоции влияют на наши поступки, взгляды и отношения с людьми.
- Упражнение «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР»
Составьте эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте отметку в зону, соответствующему вашему самочувствию УТРОМ, ДНЕМ И ВЕЧЕРОМ
Например, УТРОМ:
– Когда вы проснулись, ваше настроение было…
– Когда вы завтракали или одевались в школу или на работу, вы чувствовали …
– В школе или на работе ваше настроение….
Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия ДНЕМ и ВЕЧЕРОМ.
Время работы 5-7 мин.
Проанализируйте свои результаты
– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?
– «Крайние» настроения – очень плохое и очень хорошее, больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к «крайним» настроениям?
– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?
- А как вы думаете? возможно ли регулировать свои эмоциональные проявления злости, обиды и т.п.?
Эмоциональная саморегуляция (эмоциональная регуляция, ЭР) — это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы не допускать спонтанные реакции.
Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.
Важный способ снятия психического напряжения - это активизация чувства юмора. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены и сердцебиение нормализовано.
6.Упражнение «мозговой штурм» нахождение способов эмоциональной регуляции.
7. Рефлексия.
- Уважаемые участники.
Оцените свое эмоциональное состояние на данный момент и объясните свой выбор по шкалам:
- очень понравилось
- было интересно
- узнал(а) много нового
- нормально
- не понравилось.
Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем необходимо вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от негативных эмоций, перейти в активное рабочее состояние заняться эмоциональной приятной деятельностью, спортом или творчеством.
Желаю вам быть эмоционально устойчивыми и уметь регулировать свои эмоции.