Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей адаптированной программы обучения и развития, основными принципами которой являются: психологическая безопасность, помощь в приспособлении к окружающим условиям, единство совместной деятельности, мотивирование ребенка к учебному процессу.
В ГБУСО МО «Лотошинский центр социальной помощи семье и детям» в процессе обучения детей с ОВЗ счёту предусматривается система таких знаний, умений и навыков, которые, прежде всего, являются действенными, практически ценными и обеспечивают детям подготовку к трудовой деятельности. Обучение счёту организую на наглядной практической основе. Основные задачи, стоящие в самом начале обучения счёту – развитие у учащихся интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания, вести тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основные методы работы: наблюдение, экскурсии, дидактические игры.
Как ребёнка с ОВЗ, да ещё с нарушениями в поведении обучить счёту, если он не может высидеть за партой и десяти минут, подвижен, очень эмоционален, легко отвлекается на посторонние вещи. Поэтому приходится тратить много усилий на воспитание усидчивости, самостоятельности, сдержанности. И такому ребёнку хочется идти в школу, как ходят брат, сестра или дочь и сын соседа. Как же можно поддержать интерес ребёнка с ОВЗ в его стремлении расширить и развить мышление? Есть много учебников, тетрадей на печатной основе, обучающих счёту. На занятиях в школе часто пользуются счетными палочками, счетными наборами. Зачастую такая работа на занятиях утомляет детей.
С первых дней занятий лучше использовать окружающую природу в обучении детей счёту. Что же можно считать, когда на улице стоит сентябрь, великолепная пора? Оказывается, очень многое. Можно, например, сосчитать: деревья, кустарники, розы в школьном дворе, птичек, сидящих на дереве, спортивные снаряды на спортплощадке, количество шагов между деревьями, листочки на ветке и так далее. Можно легко отработать понятия больше, меньше, равно, например, попросить ребёнка на стол поставить три стакана, рядом положить три кисточки и столько же карандашей, а альбомов положить на два больше, чем карандашей.