На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), при этом он действует эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментированием, насыщен игровыми моментами. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами.
В своей работе я использую различные виды строительных наборов для построения одних и тех же конструкций, для того чтобы в собственной деятельности дети также стремились их использовать самостоятельно.
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
1. Конструирование из деревянного строительного материала (кубики, кирпичики, призмы, конусы, полусферы, бруски, цилиндры, дощечки и т.д.).
2. Конструирование из бумаги.
3. Конструирование из природного материала.
4. Конструирование сборно-разборных игрушек.
5. Складывание разрезных картинок.
6. Складывание картинок на кубиках.
7. Конструирование из палочек.
8. Конструирование из конструкторов типа Lego.
Выделяют следующие виды конструирования на основе приемов, которые используются для руководства деятельностью детей:
1. Конструирование по подражанию.
2. Конструирование по объемному образцу.
3. Конструирование по графическому образцу.
4. Конструирование по замыслу.
5. Конструирование по представлению.
6. Конструирование по словесной инструкции.
Детям интересно работать с разноцветным и разным по величине материалом. Они хорошо работают как индивидуально, так и в группе. Дошкольники практически не переносят задания в свободную игровую деятельность. Поэтому при организации занятий по формированию умения конструировать, полезно включать разнообразные объекты и работать с разным видом строительного материала, а также закреплять умение детей обыгрывать выполненные постройки. Интересным является проведение интегрированных занятий, когда работа с конструктивным материалом вводится в другие занятия, как средство формирования иных знаний и умений.
Начинать работу по формированию конструирования необходимо с младшего дошкольного возраста, обучая детей манипуляциям с предметами, а, также обучая их выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы различные предметы и т.д. Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети должны научиться видеть и выделять в предмете те пространственные свойства, которые должны быть отражены в конструкции. Поэтому их надо познакомить с формой, величиной, расположением предметов и их частей, научить пользоваться способами выделения перечисленных свойств.
На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. В ходе осуществления действий по подражанию дети должны хорошо видеть каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также видеть, куда и как он устанавливается. То есть и выбор необходимого элемента, и способы деятельности даются в готовом виде. Демонстрируется и нужная последовательность выполнения: действуя вслед за взрослым, дети воспроизводят заданный порядок операций.