Педагог – психолог играет немаловажную роль в обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ. Сопровождение психологом детей на всех этапах обучения, это сложный процесс взаимодействия, в результате которого должны быть созданы условия для овладения ребенком своей деятельностью и поведением, для развития ребенка, а также формирования самоопределения, которое включает личностные и социальные аспекты.
Основными направлениями работы психолога с детьми с ОВЗ в общеобразовательном учреждении являются коррекционная, диагностическая и развивающая работа. Также педагог – психолог проводит профилактическую и консультативную работу с педагогами и родителями, которые имеют детей данной категории.
Педагогом – психологом проводится диагностическая работа, которая
включает в себя первичное обследование, а также систематические поэтапные наблюдения за динамикой развития ребенка в процессе коррекционной работы. Также выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребенка, зоны ближайшего развития, его личностных характеристик, особенностей межличностных взаимодействий с родителями, сверстниками, другими людьми, а также выявление особенностей эмоционально – волевой сферы.
Исходя из особенностей развития ребенка и решения психолого – медико – педагогического консилиума образовательного учреждения педагог – психолог осуществляет коррекционно – развивающую работу, определяя направления и периодичность специальных занятий. Самая главная задача психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ, создание индивидуально – ориентированных программ психологической помощи, в некоторых случаях использование уже имеющихся разработок, которые соответствуют психологическим особенностям детей.
Проводя психологические занятия с детьми, следует учитывать, что они не должны быть похожи на занятия дефектологической направленности, в которых уделяется особое внимание развитию и коррекции когнитивной сферы. Индивидуальные особенности детей с ОВЗ вариабельны, это значит, что составление программ психологического сопровождения будет строго индивидуализировано.
Мною проводится большое количество консультативно - просветительской и профилактически направленной работы. Данное направление помогает педагогам и родителям результативно обучать и воспитывать ребенка с ОВЗ. В основные задачи просвещения педагогов входит:
- раскрытие «слабых» и « сильных» сторон индивидуального развития ребенка;
- нахождение способов компенсации трудностей;
- нахождение наиболее оптимальных путей взаимодействия педагога психолога с ребенком при групповой и индивидуальной форме организации образовательной деятельности.
Для просвещения педагогов мною проводятся различные занятия, беседы и семинары, включающие в себя основные проблемы развития детей с ОВЗ, их особыми психологическими и образовательными потребностями.