Рождение больного ребёнка обостряет скрытые конфликты между супругами и в тоже время есть семьи, где ребёнок укрепляет и сближает супругов. Во многом это зависит от состояния матери. Если она напряжена, то это влияет не только на супружеские отношения, но и на своего ребёнка. Совсем другие отношения складываются в семьях, где мама способна сохранить душевное равновесие. Она воспитывает в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание. В таких семьях создаётся благоприятная обстановка для воспитания ребёнка. Однако, большое значение в семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, имеет поведение отца и других членов семьи. От того, как ведёт себя отец, зависит и эмоциональное состояние матери, и ее душевное равновесие. Необходимо, чтобы отец проявлял выдержку, разум, благородство, терпение, оказывал поддержку жене и помощь в воспитании ребенка, тогда семейные отношения укрепляются, и развитие ребёнка будет проходить успешнее. Можно сказать, что нормальные отношения внутри семьи являются основой успеха воспитания ребёнка.
Как отмечает в своих исследованиях Ю. Азаров - исторически сложилось, что в практике семейного воспитания существуют два типа отношений между родителями и детьми:
-отношения соподчинения – « Я взрослый, ребенок – маленький, я знаю, как жить, он не знает. Я веду его за собой». Ребенок будет сопротивляться и не понимать, почему взрослые применяют власть и силу. Воспитание представляет собой подчинение ребенка. И дети, воспитанные на принципе «Я тебе – ты мне », смотрят на все с позиции выгоды.
-отношения сотрудничества – это тип отношений, где детей ценят, уважают.
Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Нельзя обращать внимание на «особенности» ребёнка с ограниченными возможностями здоровья иначе вырастет зависимая личность не способная преодолевать трудности.
Исследователи Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.К. Наберушкина считают, что часто родителям недостает сил: ни физических, ни моральных. Родителям необходима психологическая помощь, возможность поделится с другими своими сомнениями и трудностями. Они не должны замыкаться в себе, а иметь друзей, свои интересы, любимые занятия. Всё это будет являться источником психологической поддержки, если возникнут те или иные семейные проблемы. Очень важно, чтобы у детей, как и у взрослых, могли появиться друзья вне семьи. Это поможет детям с ранних лет приобщится к любимым занятиям, поможет расти уверенными в себе, у них сформируется чувство собственного достоинства. К сожалению, родители сужают круг знакомств. Они «замыкаются» в себе, пытаются «уйти» от своих проблем, постоянно находятся в напряжении, испытывают чувство безысходности, подозрительности и недоверия к другим людям. Таким родителям возможно необходима «психологическая разрядка», им нужно, хотя бы на короткое время отвлечься от семейных проблем, это может придать уверенности в своих силах, и мир будет в более привлекательном свете.