«Первый раз в первый класс со знанием дела!»
Учитывая, что большинство детей с ограниченными возможностями здоровья не посещают детских садов, а помощь дошкольных учреждений такому контингенту детей оказывается малоплодотворной, то первостепенное значение придается работе, которая проводится в семье.
Советы родителям и близким родственникам ребенка - первоклассника:
Побуждайте ребенка к активным проявлениям, наблюдениям, благодаря которым уточняются и расширяются его понятия и представления о предметах быта, явлениях природы и т.д.
Старайтесь дать элементарные представления о семье и ближайшем окружении. Источником расширения представлений дошкольников, обогащение словаря и развития речи могут стать беседы, наблюдения, чтение книг, совместное посещение магазинов, почты, предприятий службы быта, прогулки в лес, в парк, на речку, поездки в деревню и загород.
В любом конкретном случае важно создать доброжелательную обстановку, наладить с ребенком общение, помочь ему разобраться в каком-либо явлении, подобрать нужное слово, исправить его речь.
Гуляя с ребенком в парке, поиграйте в игру «Угадай-ка». Отвечайте на вопросы ребенка и сами задавайте ему вопросы:
- В каком городе живете? На какой реке расположен город?
- Что такое семья? Перечисли членов семьи, кто кому приходится по родственной линии: бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя.
- Кем работают родители? Какие профессии ты знаешь? Кто такой продавец? кто такой электрик? Чем занимается шофер? учитель, летчик, врач и другие
- Какие инструменты знаешь? Для чего служат молоток, игла, лопата, ножницы?
- Перечисли времена года. Перечисли месяцы по порядку. Расскажи о явлениях и признаках, характеризующих весну, осень, зиму, лето.
Гуляя по лесу, предложите ребенку постоять тихо-тихо и послушать звуки леса. Он услышит, как стучит дятел, кукует кукушка, стрекочет кузнечик. Пусть ребенок назовет известные деревья. Увидит, как выглядят и чем отличаются сосна, ель, дуб, тополь, береза? Слова: ворона, воробей, синица заменит общим понятием птицы.
Придя домой переберите ваши впечатления от прогулки, попросите ребенка рассказать, что он видел, что слышал, что ему понравилось. Спросите, каким транспортом ездили в магазин, на почту, в лес, кто вел автобус, трамвай, что он видел в окно автобуса, в магазине, в лесу.
Беседуя с ребенком, нужно следить за тем, чтобы его высказывания были относительно полными, развернутыми, логически верными, чтобы не было грубых искажений в построении предложений.
Необходимо помочь ему найти главное и отделить от второстепенного, дать правильную оценку виденному, установить верную взаимосвязь явлений.