Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы. Работа в команде позволяет избежать ряда проблем, связанных со спецификой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и образовать коалицию с одним из членов семьи.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского обучения. Мероприятия по родительскому обучению рекомендуется проводить не менее одного раза в квартал. Длительность занятий должна составлять 2–3 учебных часа — в это время возможно включение как групповых, так и индивидуальных занятий. План мероприятий обучения составляется совместно специалистами образовательного учреждения и доводится до сведения каждого родителя (в печатном виде).
К организации и проведению родительского обучения целесообразно привлечение следующих специалистов: врачей, педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов, юристов, специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов, комиссий.
Цель: формирование у родителей умений организовывать процесс воспитания детей с отклонениями в развитии в соответствии с достижениями современной психолого-педагогической науки;
При составлении плана мероприятий родительского всеобуча целесообразно опираться на запросы родителей, поэтому перед составлением планирования рекомендуется провести анкетирование семей. Эта работа должна включать обследование внутреннего состояния матерей, отцов, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, определение приоритетных направлений для рассмотрения на занятиях.
В план родительского обучения рекомендуется включать следующие темы.
Государственная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов. Нормативно-правовая база воспитания ребёнка с ограниченными возможностями.
Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.
Групповой психокоррекционный практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии с целью коррекции личностных нарушений; обсуждение проблемы принятия дефекта ребенка его родителями; формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, межсупружеских и родительско-детских взаимоотношений; обучение технике мышечной релаксации.
Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка с ОВЗ.
Тренинг компетентности родителей, имеющих ребёнка с отклонениями в развитии. Обучение родителей способам эффективного общения с ребенком; помощь в овладении родителями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка; повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей; информирование родителей о психологических особенностях детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Психологическое изучение родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Изучение факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями.
Практическое применение диагностических методов и приемов в семье, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии, коррекционное воздействие.
Психолого-педагогическое наблюдение за эмоционально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии.
Профилактика отклонений в развитии у детей раннего возраста.
Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье.
Психокоррекционные техники и методы взаимодействия родителей с ребёнком с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ознакомление и помощь в овладении техниками: холдинг-терапия, сказко-, библио- и музыкотерапия, вокалотерапия (совместное пение), арттерапия (совместное рисование, лепка, вышивание, бисеро- и кружевоплетение, шитье), хореотерапия (совместный танец), туротерапия (совместные экскурсии, походы, поездки), трудотерапия (уборка помещения, приготовление пищи, стирка, покупка продуктов и др.), терапия любовью.
Организация помощи детям дошкольного возраста с нарушениями ОДА в условиях образовательного учреждения. Психолого-дидактические проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ и взаимодействие таких семей с другими институтами социального воспитания.
Проблема создания специальных материально-технических условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в семье, в образовательных учреждениях.
Организационно – педагогические основы инклюзивного образования.
Родители-партнёры педагогов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
В практической деятельности организация обучения родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:
Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.
Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
Результатом родительского обучения проектируется нормализация жизни семьи и организация оптимальной среды развития ребенка, формирование нового жизненного качества семьи — адаптивности, то есть способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях, быть автором и творцом своей жизни.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.