По мнению Н. Б. Беккер, сведения показывают, что среди семей с детьми-инвалидами самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Отец в семье с больным ребенком — единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью. Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Дети- инвалиды обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода. Главное — научить ребенка навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.
Поэтому очень важно, чтобы родители не оставались один на один с проблемами, которые появились с рождением ребёнка. Ведь они не смогут самостоятельно справиться с трудностями в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Трудности многоаспектны, не всегда родители, столкнувшись с ними, способны справиться самостоятельно. Именно поэтому необходимы специалисты, которые могут оказать квалифицированную помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, родителям, столкнувшимся с подобными трудностями, необходимо оказывать эффективную помощь в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. А это сложный процесс, который требует специальных знаний.