Для того чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в обществе, ему нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции, управлять ими, уметь распознавать и признавать чувства других людей, то есть обладать развитым эмоциональным интеллектом. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями других людей. Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что именно в эти периоды дети часто находятся в плену собственных эмоций, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, и это может приводить к импульсивности поведения, к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Занятия по программе «Мир эмоций», которые проводит психолог отделения диагностики и социальной реабилитации государственного казенного учреждения социального обслуживания Московской области «Лотошинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» способствуют развитию эмоционального интеллекта, формированию навыков конструктивного общения у воспитанников учреждения. На одном из занятий по данной программе дети совершили увлекательнее путешествие в волшебную страну чувств, где в маленьких разноцветных домиках живут Радость, Удовольствие, Страх, Грусть, Вина, Обида, Злость и Интерес. Однажды случилась беда, и на страну налетел страшный ураган, который разрушил все домики. Дети помогли восстановить волшебную страну, очертание которой очень похоже на силуэт человека. Они нарисовали и раскрасили домики и расселили в них жителей (разные чувства). Участвуя в мероприятии, воспитанники учились делать добрые дела, проявлять сострадание и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Они рассказали друг другу, какие эмоции и чувства испытывали в различных жизненных ситуациях, говорили о том, как важно уметь управлять своими эмоциями, освоили новые способы саморегуляции поведения, тем самым пополнив свою копилку знаний и умений.
Как бы стремительно не развивалось общество, как бы ни менялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка. В волшебный мир сказок дети попадают в самом раннем возрасте. Детская сказка помогает ребенку понять окружающую действительность, является одним из самых доступных средств для развития его эмоций. Через сказку легко объяснить маленькому человечку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Речь играет важную роль в жизни каждого человека. Она является главным средством общения и взаимодействия людей.
Ежегодно растет количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения ребенка с окружающими и нередко накладывает отпечаток на его нахождение в обществе и дальнейшее развитие.