Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках и рисуем. Без развитой мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и глазомер. К тому же развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи.
Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из-за чего начинается заметное отставание в развитии.
Работа с пластилином не только развивает мелкую моторику и воображение, а так же улучшает координацию движений, учит одновременно работать оба полушария, развивает образное мышление, делает активного ребенка более усидчивым, повышает внимательность, знакомит с цветами и возможностью получения новых оттенков, нормализует эмоциональное состояние, что особенно важно для гиперактивных детей и улучшает речь
Лепка-очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику, пространственное мышление, понятие о цвете и форме предметов. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.