Часто родители сами провоцируют возникновение страхов у детей. Например, ребенок пугается не столько какого-то явления, сколько реакции взрослого на него. И не всегда эта ситуация сопровождается бурными эмоциями и криками «не трогай!», «отойди!» или открытыми запугиваниями «Видишь вон того дядю? Сейчас он тебя заберет».
В литературе описан случай терапии девочки с явно немотивированным страхом похода в школу. По результатам работы с мамой было выяснено, что в школу они ходили маршрутом, который в собственном детстве мамы связан с сильной травмой. И проходя каждый раз с дочерью мимо этого места, она инстинктивно сильно сжимала руку ребенка. И девочка воспринимала это как сигнал об опасности, поэтому стала бояться школы.
Малыш не всегда говорит открыто о своих страхах — иногда просто потому, что еще не умеет разговаривать. Необязательно сразу идти к психологу, потому что любой родитель может заметить это сам, присмотревшись к поведению ребенка.
Например, известный своими трудами по изучению привязанности родителя и ребенка английский психолог Джон Боулби описывал систему внешних признаков, которые назвал «индикаторами страха»: осторожное всматривание, сочетающееся с подавлением двигательной активности, испуганное выражение лица, поиск контакта с кем-либо.