Каждый раз, когда Настя приходит ко мне на прием и испытывает трудности при выполнении задания, она начинает раскачиваться вперед и назад. И, скорее всего, эти движения будут сопровождать Настю всю жизнь. Если только специалисты не займутся этой проблемой вплотную и не постараются искоренить эту «дурную привычку».
Но являются ли стиминг (самостимулирующее поведение) у людей с РАС вредным. Ведь все люди время от времени «стимят». Например, когда скучно, совершенно здоровый человек может стучать пальцами по столу, играть с волосами и др. Норму от патологии отделяет лишь степень и частота нефункциональных и повторяющихся движений. Стиминг у людей с РАС – это способ тела понять, как воспринимать все вокруг. Такое поведение может отвлекать и беспокоить окружающих, но дети с РАС не делают это осознанно, не выбирают стиминг. Это совершенно инстинктивный процесс, он происходит автоматически. Удовлетворение инстинктивных потребностей позволяет почувствовать себя лучше, помогает успокоиться.
Исторически ученые считали само собой разумеющимся, что повторяющееся поведение желательно искоренить или, хотя бы, свести к минимуму, особенно если такое поведение мешает повседневной жизни ребенка. Но многие аутичные люди говорили о том, что повторяющееся поведение помогает им. Сейчас появляются научные данные в поддержку этого, и они могут повлиять на подходы к терапии при аутизме. Более того, есть сведения о том, что повторяющееся поведение у аутичных детей может уменьшать сенсорную перегрузку, облегчать тревожность и способствовать выражению эмоций. В свою очередь, полное искоренение таких видов поведения может иметь свои негативные стороны и для кого-то они будут больше, чем положительные. Исследования о происхождении повторяющегося поведения также предполагают, что аутичные люди могут «стимить» просто ради удовольствия – некоторые виды повторяющегося поведения активируют в мозгу нейронную сеть, связанную с поощрением.
Специалисты все чаще принимают позитивные аспекты стимминга, и это влияет на их подход к планам терапии при аутизме, которые учитывают значение такого поведения. Современные терапевты могут поощрять детей научиться другому поведению вместо того, которое считается проблематичным. Хотя люди с РПС считают это проявлением насилия по отношению к ним. Из этого следует, что вмешательство для коррекции поведения нужно только в тех случаях, когда оно действительно необходимо. Не стоит заниматься коррекцией тех видов поведения, которые помогают справиться с чрезмерной стимуляцией или являются проявлениями радости. Важно искать баланс.
В заключении, хочется обратиться к мнению американки с РАС. Райа Шилдс считает, что найти наилучшие вмешательства и понять, когда вмешиваться не стоит, можно только с помощью вклада аутичных людей, включая тех, чья речь очень ограничена. Находясь в общественных местах, она старается подавлять свои «стимы», чтобы избежать косых взглядов и оскорблений, но это вызывает у нее истощение. «Важно, чтобы исследователи понимали, что это способ выживания и взаимодействия с миром для аутичных людей, – говорит она. – Это часть того, как мы воспринимаем и обрабатываем информацию, и того, как мы выражаем наши чувства и общаемся».