Познавательная, учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с рождения. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Традиционно под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п.
Одной из характеристик мотива является его сила. Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность проявления этой активности, в частности — на эффективность деятельности. С силой мотива связана его устойчивость. Если она проявляется ситуативно, "3десь и сейчас", то говорят об упорстве, если устойчивость характеризует мотивационную установку, то говорят о настойчивости.
Учебно-познавательные и другие широкие социальные мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Закономерным итогом становится отчетливое снижение учебной мотивации. Часто родителям приходится «стимулировать» интерес к учебной деятельности, руководствуясь методами кнута и пряника. В результате у детей окончательно формируется представление об учебе как о чем-то нудном. Деятельность без мотива не осуществляется, либо оказывается неустойчивой. От того, как чувствует себя ребенок в определённой ситуации, зависит объём усилий, прилагаемых им на занятиях и уроках. В связи с этим, необходимо, чтобы процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к умственному труду.
В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий с дошкольниками и младшими школьниками, когда игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях, без особых затруднений перерастает в учебную.
Познавательная составляющая нацелена на формирование учебной деятельности, характеризующейся умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Используемые приемы для реализации этой задачи:
1) вовлечение детей в коллективную деятельность, посредством организации групповой работы, игровые и соревновательные формы, взаимопроверки, коллективного поиска решения проблемы, приёма «метод проб и ошибок», оказания взаимопомощи;
2) необычная форма подачи обучающего материала;
3) создание проблемной ситуации, посредством анализа, сравнения объектов, организации обучения от самих детей, создания ситуации дефицита знаний, установления противоречий;
4) взаимодействие на занятиях посредством совместного решения проблемы и разрешения противоречий, эвристической беседы, познавательной дискуссии, выделения существенных признаков предметов, классификации, обобщения, моделирования;
5) привлечение детей к оценочной деятельности, посредством организации рефлексии, использования рефлексивных линеек, отзыва детей об ответе других, оценки п достижений;
6) активизация деятельности, посредством оценки, словесного поощрения, выставки лучших работ, усложнения заданий.
Какие же факторы могут влиять на мотивацию познавательной, учебной деятельности? Велика роль похвалы, морального поощрения и порицания, наказания; соревнование как стимулирующий фактор; присутствие других людей, психологический климат в коллективе, влияние общественного внимания (моральных стимулов), привлекательность объекта потребности, которая часто связана с таинственностью объекта или с запретом его использования (запрет часто имеет обратный эффект). Привлекательность содержания деятельности, связанная с неизвестностью, загадочностью конечного результата, трудностью решаемой задачи, которая "бросает вызов" самолюбию человека.