Мастер- класс по раскрытия скрытых мотивов «Поймем друг друга».
Тема: «Технологии, направленные на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства».
(для сотрудников Центра)
Цель: гармонизация внутрисемейных отношений путем преодоления конфликтов между родителем и ребенком.
Задачи:
Оснащение:
Магнитная доска, магнитные пазлы, маркеры.
Целевая аудитория:
воспитанники в возрасте с 7 до 18 лет, получатели социальных услуг отделения диагностики и социальной реабилитации (полустационарная форма обслуживания), родители.
Разработчик: психолог отделения диагностики и социальной реабилитации (полустационарная форма обслуживания) Крылова Е.Ю.
Вводная часть:
Конфликт — это столкновение интересов, где удовлетворение желаний одной стороны обязательно несет ущемление воли другой. Это противостояние сопровождается сильными отрицательными эмоциями — обидой, гневом, враждебностью. Одними из самых распространённых конфликтных ситуаций являются недопонимания между детьми и родителями. Ребенок растет, расширяя зоны своей самостоятельности и личного пространства, а родители не всегда готовы принять их.
Техника «Поймем друг друга», направлена на раскрытие скрытых мотивов в поведении ребенка и родителя. Применение данной техники в семейном консультировании позволит увидеть, какие мысли, чувства и желания движут родителем и ребенком. Так же, с помощью психолога, они смогут найти точки соприкосновения, смогут лучше понять чувства другого.
Основная часть:
1 Знакомство.
Установление контакта с ребенком и родителем. Выяснение мнения каждого (по желанию) о сложившейся конфликтной ситуации.
2 Техника «Поймем друг друга»
На магнитной доске заранее нарисованы силуэты ребенка и родителя. Участникам предлагается написать на пазлах темного цвета силуэта другого участника то, как он видит его в конфликте по отношению к себе. Каждый участник, самостоятельно не проговаривая вслух пишет на пазле свои претензии, недовольства, обиды, и вешает их на силуэт другого.
Пазлами каждый участник заполняет всё пространство силуэта. После заполнения психолог открывает по очереди каждый пазл, происходит совместное обсуждение. И тот, кому адресован данный посыл, отвечает на него исходя только из собственных чувств. Происходит объяснение личных мотивов при поведении в конфликте. Далее участник, которому адресован посыл пишет на цветном пазле ответ: то чувство из-за которого он ведет себя именно так.
Так родитель и ребенок могут лучше понять, почему и как другой поступает, говорит, что на самом деле думает и чувствует.
В итоге темные пазлы сменяются цветными, и силуэт становится, заполнен положительными мотивациями друг к другу.
3 Рефлексия.
В завершении встречи участники пишут письмо друг другу, в котором отражают все чувства, мотивы и желания, которыми заполнен их силуэт на доске.
Данная техника применяется на начальном этапе работы с семьей, для раскрытия проблемы, следующая работа строиться по запросу в паре, может быть индивидуальной и групповой.