Цель: Создание условий для правильного произношения звука Р.
Задачи:
Место проведения: ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос», отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Время проведения: 30 минут.
Целевая аудитория: старшие дошкольники, младшие школьники.
Оборудование: предметные картинки с сочетанием ДР- ТР-, картинки деревьев, мягкая дорожка из ног и рук, схема посадки деревьев, ребусы по теме «Деревья», цифры от 1 до 6 оригинальные и зеркальные, мягкие игрушки дракона, медведицы, медвежонка, каштаны, желуди.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуй. Ты знаешь, у нас сегодня в лесу случилась беда: дракон похитил медвежонка и не отпускает его к маме. Давай поможем малышу. Но для того, чтобы спасти Мишутку, нам надо стать сильными, поэтому сначала сделаем нашу разминку.
Комплекс артикуляционной гимнастики с использованием балансира, биоэнергопластики, дыхательные упражнения и упражнения, направленные на формирование воздушной струи.
2. Основная часть
Л: Ну вот теперь мы можем спасать Мишутку. Чтобы забрать малыша у дракона, надо создать волшебный портал, который усыпит дракона. Давай.
Р: Да
Л: Посмотри, у меня есть каштаны и желуди. Скажи мне, с каких деревьев эти плоды?
Р: С каштана и с дуба
Л: Отлично, я буду называть слова, ты внимательно слушай и выкладывай вокруг дракона портал: если услышишь в слове Р, то каштан, а если нет, то желудь
Радуга, ложка, лодка, дракон, ведро, луна, колодец и т.д.
После того как выложен полукруг вокруг дракона,
Л: Теперь надо колдовать. Будем нажимать на каштан большим пальцем и говорить ДРА, а на желудь нажимать будем мизинцем и говорить ТРУ. Правая рука работает.
Ребенок проходит по дорожке.
Л: Ой что-то не сработало, давай левой рукой и говорить будем ДРЫ-ТРЭ
Ребенок делает
Л: Ура, дракон спит, хватай Мишутку.
Л: Теперь надо проводить Мишу к маме, но он забыл дорогу. Мы же не бросим малыша. Сначала нам надо выложить дорожку, по которой будем идти. Смотри, здесь есть следы ног и следы рук. Слушай внимательно и клади, если услышишь название дерева то ноги, если нет, то руки.
Дуб, тополь, астра, гладиолус, осина, граб, мята, календула и т.д.
Л: Какая красивая дорожка получилась, но Миша где живет
Р: В лесу.
Л: Верно. Нам бы здесь деревья расставить. Смотри, у меня есть план с цифрами. Ты внимательно посмотри и расположи цифры так же, как на плане. Будь внимательна, не перепутай лево, право. Смотри , где дорожка.
Ребенок берет план, где нарисована дорожка, а вокруг цифры от 1 до 6: три слева, три справа.
Р: Сначала слева внизу 1, выше 2, еще выше 3. Справа внизу 4, выше 5, выше 6
Л: А теперь надо под каждую цифру положить дерево. Только названия всех деревьев запутались. К тому же надо слушать внимательно дятла, сколько раз ударит дятел, под ту цифру и положим дерево, которое расшифруем
Логопед отстукивает цифры, а ребенок выбирает ребус, отгадывает и кладет под нужную цифру нужное дерево
Р: Дуб положу под цифру три, березу положу по цифру шесть и т.д
Пока ребенок раскладывает деревья, логопед под каждое дерево прячет картинку с заданным звуком.
Л: Молодец, теперь бери Мишутку и веди его через лес, только он совсем не знает какие деревья в лесу растут, ты уж расскажи ему. Но самое главное, когда вы будете идти по лесу, надо тебе рычать, будто ты на машине, чтоб никто на вас в лесу не напал. Если это следы ног, будем рычать ДРО, а если это руки, то ТРУ. И не забывай дотрагиваться до ладошек.
Ребенок начинает движение по нейродорожке, проговаривая слоги, когда он доходит до первой пары деревьев, то рассказывает
Р: слева от меня растет дуб, под дубом –Драка и дрова, справа от меня 4 березы, под березами 4 дрозда и 4 дрона.
Продолжает прыгать по дорожке. Опять остановка
Р: Слева два каштана, под каштанами 2 дракона и 2 трубки, справа 5 сосен, под соснами 5 друзей и 5 дроф
Продолжает прыгать по дорожке. Опять остановка
Р: Слева три елки, под елками три тронаи три трости, справа шесть рябин, под рябинами 6 троп и 6 дрожжей.
Прыгает до конца дорожки.
Л: Ура. Мы привели Мишутку домой. МаМА рада, они обнимаются, что еще делают?
Варианты ребенка
3. Рефлексия.
Л: Ну что же, мы сегодня сильно потрудились, ты такой молодец. Тебе понравилось? Что мы сегодня делали? Что понравилось больше всего? А где было тяжело?
Р: Варианты ребенка