Нетрадиционные виды аппликации
В Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Московской области «Лотошинский центр социальной помощи семье и детям» специалисты проводят занятия с использованием нетрадиционных техник аппликации для развития мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья.
У таких детей ведущими нарушениями являются двигательные и сенсорные расстройства. Ребёнок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Огромные трудности вызывает застёгивание пуговиц, шнуровка ботинок и завязывание шнурков, засучивание рукавов рубашки, платья. Дети с трудом удерживают карандаш, кисточку в руках; переворачивают страницы книги; определяют предметы в мешке на ощупь. Поэтому на каждом занятии проводится работа по развитию мелкой моторики рук. В ходе занятий сначала отрабатываются координированные движения с крупными предметами, а затем с более мелкими. Необходимо обучать ребёнка захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Для развития более тонких движений пальцев очень полезно раскладывать мелкие предметы (пуговицы, бусины, палочки, скрепки) по небольшим коробочкам, тарелочкам или мешочкам. Упражнения такого рода следует разнообразить, а успехи ребёнка всячески поощрять. И тогда он с удовольствием будет выполнять множество "полезных" упражнений.
Так, например, очень полезны упражнения с применением обычных канцелярских скрепок. Они направлены на формирование навыков исследовательского мышления у детей, развитие самостоятельности, любознательности, восприятия, мышления, речи, воображения и творческой активности.
Если ребёнку сложно самостоятельно выполнять движения пальцами, то сначала движение выполняется пассивно с помощью педагога. Постепенно, благодаря систематическим занятиям, движения становятся более уверенными и доступными для детей.