Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
У детей происходит ознакомление основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, трапеция, ромб).
Представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве мы с детьми в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Московской области «Лотошинский центр социальной помощи семье и детям» накапливаем в процессе игр и практической деятельности, они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.
Используем наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи».
У детей развивается умение видеть, к какой геометрической фигуре или к какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета.
Вся работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их моделей. В этом нам помогают игровые пособия по системе Монтессори.
В Монтессори-материалах заложена возможность самостоятельности, самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Наша задача помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора.