Прежде всего, определимся: зачем вообще обращаться к логопеду? В данном случае могут быть две причины: ребенок либо совсем не говорит, либо говорит неправильно.
На первую проблему обычно обращают внимание рано. Однако многие родители считают, что пока ребенку не исполнилось три года, то беспокоиться не стоит.
На вторую проблему обращает внимание уже само государство – за год до школы, в шестилетнем возрасте, дети проходят особую комиссию и в случае наличия логопедических нарушений получают направление к соответствующему специалисту.
Обратите внимание, если такие меры проводятся централизованно, значит, это важно! Родители могут отмечать и раньше, что в речи ребенка есть какие-то дефекты, но не придавать им значения.
Стоит ли ждать наступления названных выше сроков или нужно обращаться к логопеду как можно раньше? Здесь, как при лечении любых болезней, действует следующее правило: чем раньше поставлен диагноз, тем успешнее будет лечение, соответственно, тем больше шансов на выздоровление. Обратиться к логопеду можно с ребенком любого возраста, у которого замечены какие-либо нарушения речи. Имейте в виду, что речевое развитие тесно связано с общим и психическим развитием ребенка. Проблемы с одним из них тут же сказывается на других.
Специалист четко знает, какой уровень речи соответствует каждому определенному возрасту, каким образом развивается речь, что является нормой, а что отклонением от неё. Он выявит проблему, если она есть, и даст ей экспертную оценку. В частности, он установит, имеются ли у ребенка предрасположенность к формированию какого-то дефекта речи, вредная привычка или сформировавшееся стойкое нарушение. В каждом конкретном случае логопед разработает систему мер коррекции.
При этом, разумеется, применяемые методы будут соответствовать возрасту ребенка. К примеру, маленького ребенка специалист не будет учить выговаривать звуки. Скорее он начнет заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой, чтобы укрепить речевой аппарат, вследствие чего ребенок сам сможет правильно произносить любые звуки.
Больших результатов можно достичь, если родители проявят заинтересованность в процессе: будут присутствовать на занятиях и задавать интересующие их вопросы.
Также логопед может дать полезные рекомендации родителям. Например, он предложит комплекс упражнений, которые дети должны будут выполнять дома под наблюдением взрослых. Или же он обратит внимание на психологический климат в семье, влияющий, помимо всего прочего, и на развитие речи ребенка. Следуя рекомендациям специалиста, можно быстрее достигнуть положительного результата и устранить речевые нарушения. Кроме того, совместные занятия всегда сближают родителей и ребенка.
Что произойдет, если вообще не обращаться к логопеду? В дошкольном возрасте у детей формируется фонематическое восприятие, то есть они учатся воспринимать и распознавать звуки. Если ребенок говорит неправильно, значит, он эти звуки не распознает, а это очень плохо скажется на его успеваемости в школе.
Впрочем, обращаться к логопеду никогда не поздно. Только в старшем возрасте на коррекцию речевых нарушений придется приложить гораздо больше усилий.
Логопед – Миклина Л.Н.