Классификация
Классификация – это способность собирать вместе объекты, которые похожи друг на друга, например геометрические фигуры. В работе с детьми дошкольного возраста специалисты Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Лотошинский центр социальной помощи семье и детям» пользуются ТИПОЛОГИЕЙ, т. е. классификацией на основании понятия (типа). Дошкольники распределяют объекты (предметы) по следующим признакам, математическим и сенсорным эталонам: по цвету; по величине; по форме; по количеству; по вкусу; по материалу, из которого сделан предмет; по обобщающему слову или родовому понятию (одежда, машины); собирательному термину (обед, огород), по функциональному или утилитарному признаку (ездить, кушать); по месту расположения; объект рукотворного мира (сделан руками человека) или объект природного мира (живая и неживая природа).
В основе любой классификации лежит видение целостной картины мира. Умение классифицировать – это навык, формирующийся на основе способности вычленять признаки объектов. Этот навык лежит в основе формирования умения работать с информацией!
Что еще очень важно отметить, необходимо формировать у детей не только навыки практической классификации (принеси зеленый кубик, но и речевой классификации, когда ребенок делает обобщение – оформляет в словесной форме результаты процесса сравнения (здесь лежат школьные принадлежности, потому, что).
Например игра «Да-нет»: отгадайте задуманное число от 0 до 20.
(Это меньше 15? Да. Это больше 10? Да)
Или игра «Угадай, что за объект?» (Играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданного объекта).
Наиболее известными играми такого плана, причем с описанием нескольких признаков или одного существенного отличия являются загадки, ведь они помогают формированию классификационных навыков.