Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Одной из отличительных особенностей, характеризующих детей с ограниченными возможностями здоровья, является то, что они не хотят и не умеют слушать сказки, рассказы и т.д. наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Это усугубляется и тем, что современные дети и родители всё чаще проводят своё время за компьютерными играми и просмотром телепередач, и всё реже берут в руки книгу.
Наблюдая за речью детей нашей группы компенсирующей направленности отметили, что им свойственны бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, неумение выразить свои мысли, непонимание текстов со скрытым смыслом. Мы поставили перед собой цель: развитие речи посредством чтения художественной литературы. Наша работа по использованию художественной литературы как средства развития речи строится по принципам: целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого своего потенциала), последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей), нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).
Для достижения цели выделили следующие задачи:
Ознакомление с художественной литературой мы осуществляли через следующие приемы:
Знакомство с художественной литературой не ограничивалось вовремя НОД, мы включали во все моменты жизни детей (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность)
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована работа с родителями: консультации: «Что и как читать детям», «Как привить ребенку любовь к книгам и чтению», анкетирование: «Книга и родители», памятки
Система работы по развитию речи детей посредством приобщения к художественной литературе является целенаправленной и носит индивидуально-дифференцированный характер.