Размер: м с б
Интервал: м с б
Цвета: Ц Ц Ц
Изображения:
glasses
Версия для слабовидящих
НОВОСТИ btn
18 мая 2022
Город: Ступино
Организация: Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Ступинский СРЦН «Альбатрос»
Занятие познавательное развитие. «Знакомство с вышивкой» Учителя - дефектолога

Цель: Познакомить детей с историей русской вышивки.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с орудиями труда рукодельниц(иголка, пяльцы, ножницы, нитки).

- обогатить словарный запас детей за счет слов: рукодельница, мастерица, вышивка, рукоделие.

- закрепить знание цвета, формы и умения составлять узор.

Развивающие:

- развивать художественный вкус.

- показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к вещам, одежде как к результату труда взрослых.

Словарная работа:

- рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки., мулине, канва, схема.

Оборудование:

- иллюстрации, корзинка с принадлежностями для рукоделия, изделия с вышивкой: платочки, полотенца, наволочки, дидактическая игра.

      
Время реализации: занятие 30 минут.

Целевая аудитория: дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Место проведения: ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос», отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Учитель – дефектолог:

- Ребята сегодня вас в русской избе встречает бабушка (звучит русская народная мелодия, педагог надевает шаль, берет в руки корзинку с рукоделиями).

- Милости просим, детушки! Рассаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательней.

- Посмотрите, ребята, вокруг. Видите, какие красивые вещи здесь разложены? Как вы думаете, кто их выполнил? Настоящие мастерицы! Знаете, как называются эти работы? (вышивки).

Вышивка – один из древнейших видов народного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками узорными мотивами (прямыми волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки изображали явления природы условно. Знаками изображали землю, солнце, воду,  птиц, растения, животных, человека. Таких символов-знаков было много, их размещали на одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагались на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях – по нижнему краю; на платках – по всем четырем сторонам. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту – это символ верности; уточка, курочка – символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь – символ супружеской верности и счастливой семьи; пава – символ счастливой любви; конь с всадником – символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество – символ рода.

По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения вышивки требовались несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Русская народная вышивка очень разнообразна, но, несмотря на различие приемов исполнения, и характерных особенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы: народная вышивка русского Севера, юга России и центральных районов России.

Основным элементом всякой вышивки является стежок. Стежок – это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы. Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивке используются следующие швы: шов вперед иголку, шов-шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т. д.».

  1. Основная часть.

Дидактическая игра « Волшебный сундучок»

 У меня на столе – красивый сундучок, украшенный орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в нем?

Учитель-дефектолог  достает вышитые изделия (старинная вышивка).

Учитель-дефектолог  спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия?» «Красным и черным»,- отвечают дети.  Учитель-дефектолог  объясняет, что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный - цвет земли.

Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля - наш дом и наша кормилица.

Крест, ромб, круг, квадрат - символы солнца. Волнистая линия - вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия - все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла - голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни.

Ткань для вышивки натягивают на пяльцы (достаёт из сундучка пяльцы). Вышивают иголкой (достаёт из сундучка иголку).

Вышивают специальными нитками – мулине.

 Загадки:

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(иголка)
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

(Ножницы)

Одноглазая старушка узоры вышивает.

(Иголка)

Ныряла, ныряла, да хвост потеряла.

(Иголка с ниткой)

- Чтобы ниточка не выдергивалась из иголки, на ее конце надо сделать узелок. Давайте поиграем с ниточкой и узелком.

Физкультминутка.
 

Поделиться: