Государственная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов. Нормативно-правовая база воспитания ребёнка с ограниченными возможностями.
Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными родителей детей, имеющих отклонения в развитии с целью коррекции личностных нарушений; обсуждение проблемы принятия дефекта ребенка его родителями; формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, межсупружеских и родительско-детских взаимоотношений; обучение технике мышечной релаксации.
Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка с ОВЗ.
Тренинг компетентности родителей, имеющих ребёнка с отклонениями в развитии. Обучение родителей способам эффективного общения с ребенком; помощь в овладении родителями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка; повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей; информирование родителей о психологических особенностях детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Психологическое изучение родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Изучение факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями.
Практическое применение диагностических методов и приемов в семье, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии, коррекционное воздействие.
Психолого-педагогическое наблюдение за эмоционально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии.
Профилактика отклонений в развитии у детей раннего возраста.
Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье.
Психокоррекционные техники и методы взаимодействия родителей с ребёнком с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ознакомление и помощь в овладении техниками: холдинг-терапия, сказко-, библио- и музыкотерапия, вокалотерапия (совместное пение), арттерапия (совместное рисование, лепка, вышивание, бисеро- и кружевоплетение, шитье), хореотерапия (совместный танец), туротерапия (совместные экскурсии, походы, поездки), трудотерапия (уборка помещения, приготовление пищи, стирка, покупка продуктов и др.), терапия любовью.
Организация помощи детям дошкольного возраста с нарушениями ОДА в условиях образовательного учреждения. Психолого-дидактические проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ и взаимодействие таких семей с другими институтами социального воспитания.
Проблема создания специальных материально-технических условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в семье, в образовательных учреждениях.
Организационно – педагогические основы инклюзивного образования.
Родители-партнёры педагогов в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
В практической деятельности организация обучения родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:
Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.
Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
Результатом родительского обучения проектируется нормализация жизни семьи и организация оптимальной среды развития ребенка, формирование нового жизненного качества семьи — адаптивности, то есть способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях, быть автором и творцом своей жизни.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.