Социально-культурные параметры семьи зависят от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономические — определяются имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенические — зависят от условий проживания, особенностей образа жизни; демографические — определяются структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его (развития) эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Изучение семьи ребенка позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. При этом педагог может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры и др.
Изучение семьи — дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагог должен соблюдать следующие правила:
§ родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения;
§ изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим;
§ методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания;
§ психолого-педагогические методы должны быть разнообразными, применяться в комплексе.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы по проблемам семейного воспитания детей с ограниченными возможностями автором было изучено множество документов (диагностические карты, индивидуальные карты развития ребенка, индивидуальная карта реабилитации ребенка, социальный паспорт семьи и др.), используемых психологами, педагогами, врачами, тифлопедагогами, специалистами по социальной работе, социальными педагогами, которые фиксируют данные о ребенке и семье, в т.ч.:
§ данные о группе здоровья и заболевании ребенка, данные о родителях (образование и социальный статус родителей), количество детей в семье, познавательный и психологический уровень развития ребенка фиксируются в разных документах;
§ данные о течении беременности, о родах, длительности брака, социально-психологическом климате семьи, уровне эмоционально-волевого развития ребенка, уровне социальной адаптации и др. не зафиксированы ни в одном документе, а они важны для планирования дальнейшей социально-педагогической работы с детьми, в частности имеющими нарушение зрения;
§ показатели социально-личностного развития детей различны, но чаще всего они не зафиксированы ни в одном документе;
§ не отражены уровни показателей социального развития каждого ребенка и мероприятия по его дальнейшему развитию;
§ данные не отражают причинно-следственных факторов, влияющих на социализацию детей.
На основе полученных результатов разработан диагностический и констатирующий инструментарий комплексного обследования семьи, который отражает фиксированные данные всех показателей уровня состояния семьи в целом, а также содержание функциональных и социальных отклонений, что позволяет проследить и сопоставить результаты в течение длительного периода. Нами был разработан социальный паспорт семьи (Приложение 1), который включает следующие разделы:
1. Общие сведения о семье (родителях и других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность и др.).
2. Психолого-педагогические сведения о семье (воспитательные возможности семьи, уровень педагогической культуры родителей, социально-психологический климат в семье, типы семейного воспитания и др.).
3. Формы работы с семьей (проблемы семьи, перечень медико-психологической и социально-педагогической помощи семье).
Комплексное обследование семьи каждого ребенка осуществляется разными методами: собеседование с родителями, воспитателем и ребенком; собственные наблюдения за произвольными и непроизвольными реакциями поведения родителей и детей, диагностических методик и др.