Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.
Игрушки, предполагающие развитие личностной сферы ребенка, используются им в сюжетно-ролевой игре. Это фигурки животных и людей, растений, предметы обихода, профессиональной деятельности человека (набор доктора, повара, продавца), транспорт. Среди игрушек ребенка должно быть все, что необходимо для воспроизведения игровых сюжетов (в магазин, почту, больницу, дом, гараж, детский сад и т. д.). Это разнообразные игрушки, копирующие реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машины, строительный материал. Для сюжетно-ролевых игр необходимы различные мелкие предметы, которые могут быть заместителями продуктов, лекарств, то есть все то, что понадобится ребенку для реализации сюжетного замысла. Очень хорошо, если взрослые позволяют ребенку использовать коробки, деревянные бруски, палки, камни - всё, что так помогает в игре детям, к чему взрослые зачастую относятся как к ненужному мусору.
В освоении социального мира, мира взаимоотношений между людьми могут помочь игрушки, предназначенные для театрализации: пальчиковые куклы, куклы-перчатки, настольно-плоскостной театр, марионетки, с которыми можно разыгрывать разнообразные сюжеты. Здесь также могут использоваться конструкторы, представляющие собой тематические наборы: по сказкам, видам животных (домашние - дикие), зонам обитания, типу поселения (деревня - город). С их помощью ребенок может разыгрывать разнообразные сюжеты, наблюдаемые им в реальной жизни или являющиеся предметом его фантазий.
Для полноценного развития малыша необходимы звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: ударные (бубен, барабан, металлофон, кастаньеты) и духовые (дудочки, свистульки, губные гармошки, гудки). Они развивают чувство ритма, музыкальную культуру, способствуют развитию слухового восприятия и внимания, формированию речевого выдоха и профилактике заболеваний органов дыхания.
Желательно также создать условия, в которых ребенок мог бы играть с водой, глиной, песком. Нельзя забывать и об игрушках для развития двигательных навыков. Это мячи разных размеров, кегли, серсо, стрелы и мишень для попадания в цель. Огромное удовольствие детям разных возрастов доставляют игры с мячом. Его можно ловить, катать, подбрасывать вместе с ребенком. Существует множество вариантов дидактических игр с мячом, способствующих формированию речевых и мыслительных навыков детей.
Родителям и педагогам не следует забывать и о народной игрушке. Она способствует формированию эстетического вкуса, базовых представлений о национальной культуре, обеспечивает связь времен. На сегодняшний день можно найти игрушки-забавы: курочки, мельница, мишка-верхолаз, раскачивающийся бычок, дергунчики (обеспечивающие кроме всего перечисленного еще и осознание причинно-следственных связей), также упомянутые выше свистульки, и, конечно, сюжетные фигурки, композиции, различные изделия народных промыслов, предназначенных для росписи (деревянные и глиняные).
Важность присутствия в игровом пространстве малыша народных игрушек заключается еще и в том, что эти объекты выполнены из натуральных материалов, обладают естественной цветовой гаммой и адекватно отражают окружающий мир. Это особенно ценно в условиях распространенности игрушек из синтетических материалов (пластмасса, вспененные полимеры, пластизоль), часто окрашенных в яркие, вызывающие цвета, обладающих нереальными свойствами, так как формирующиеся органы чувств ребенка должны воспринимать сигналы из окружающего мира, соответствующие реальности.