К главным особенностям таких детей можно отнести негармоничность их развития. Прежде всего это их физических недостаток, который откладывает свой отпечаток на развитие личности в целом, так и на развитие способностей. Это проявляется в сверхраннем развитии речевых функций и познавательной активности в ущерб эмоциональности и тонкой моторике. Многие дети растут неуклюжими, с трудом осваивали навыки самообслуживания, межличностных отношений. Подавляющее число таких детей с раннего возраста общалось и общается, как правило, только с довольно узким кругом взрослых людей. Их референтная группа часто не превышает 2–3х человек. Эти дети не смогли посещать детский сад. Из-за выше сказанного они имеют трудности адаптации, не имеют опыт самостоятельного социального общения. Половина из этих детей не имела ярко выраженного периода игровой деятельности. Их основные интересы лежали в сохранении здоровья, лечении, реабилитации. Все это делало детей еще в дошкольном возрасте «трудными», а порой и «странными», вынуждало родителей решать особые вопросы их воспитания и здоровья.
Важной отличительной особенностью большинства из этих детей является чрезвычайно выраженная познавательная и учебная мотивация, доминирующая над иными социальными мотивациями. Феноменологический анализ показал, что процесс получения новой информации, связанный с необходимостью решения сложных логических задач, у таких детей сопровождается особым психоэмоциональным подъемом, сходным с переживанием творческого экстаза, описанного Выготским.
И еще один сложный момент: одаренные дети с ОВЗ часто обладают более хрупкой душевной конституцией по сравнению со сверстниками. Они могут быть болезненно самолюбивы, стеснительны и истеричны. Или, наоборот - тихими и скромными. Таких детей отличает склонность к философстванию и сверхтрудолюбие. Они могут быть рассеянными в обыденной жизни, но сверхсконцентрированными в своей работе - решать, например, шахматную задачу в течение нескольких часов, забыв о сне и еде. Талантливые всегда предлагают не одно, а несколько решений задачи или проблемы, причем наиболее красивых и экономичных, но не всегда способны воплотить их в жизнь. Часто физический недостаток таких детей делает индивидуалистами, то есть умеют и любят работать в одиночку. Еще их отличает стремление к совершенству - перфекционизм.
Кроме этого им присущи и особенности одарённых детей не являющимися инвалидами:
- любознательность,
- сверхчквствительность к проблемам,
- высокий уровень развития мышления и креативности,
- надситуативная активность (познавательная самостоятельность),
- повышенный интерес к дивергентным задачам,
- оригинальность мышления,
- гибкость и продуктивность мышления,
- лёгкость ассоциирования,
- способность к прогнозированию,
отличная память,
- способность к оценке,
- стремление к самоактуализации,
- перфекционизм,
- стремление к самостоятельности,
- эгоцентризм,
- повышенная уязвимость,
- повышенная эмоциональная чувствительность,
- творческое восприятие.
Консультирование для родителей «Внутрисемейные отношения одарённого ребёнка с ОВЗ»
Наличие одарённого ребенка с ОВЗ создает в семье особые эмоциональные отношения. В таких семьях они очень насыщены, что достигается за счет проекций родителей своих эмоциональных проблем, связанных со здоровьем ребёнка, на своих детей. Представление родителей о физическом нездоровье детей связано с наличием у последних признаков дизонтогенетического, асинхронного развития. Т.е. интеллектуально ребенок может оказаться очень зрелым, а эмоционально и физиологически пассивным, зависимым и инфантильным. Например, мальчик, почти достигший семилетнего возраста, с легкостью набирает на компьютере удивляющий своей эвристичностью, литературностью и орфографической грамотностью текст, но не в состоянии написать от руки ни одной буквы, не умеет самостоятельно есть ложкой и вступать в социальные контакты без посредничества родителя. И, наконец, в переживаниях родителей можно обнаружить психологический перенос собственных архаических страхов, сублимацию своих агрессивных тенденций в отношении ребенка.