Наиболее уязвимая группа населения это семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие семьи нуждаются в социальной поддержке, а это целый комплекс проблем: выживание, лечение, образование, социальная адаптация и интеграция в общество.
После рождения все дети нуждается в уходе, в удовлетворении потребностей в еде, в безопасности, в тепле, общении с близкими людьми. В связи с этим у каждого из нас вырабатываются определенные ценности: такие как: любовь, жалость, сочувствие, способность не наносить вред обществу и природе, контролировать свои эмоции, общаться с окружающими людьми. По мнению Ш. А. Амонашвили "Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру. Он путь для мира, так же, как мир есть путь для него. И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом. А душою он - носитель Истины, Бессмертия, Беспредельности. В нём предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение…
Большое влияние на развитие процесса воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в России повлияли педагогические идеи К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко. Им принадлежит заслуга в создании первых учреждений для детей и в издании первых методов, руководства по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В.П. Кащенко являлся самым активным пропагандистом общего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, он был организатором исследований по дефектологии, создал и руководил Школой-санаторием для дефективных детей, открытой в Москве в 1908. Также огромное значение для развития обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имели работы Гришина Л.Г., Талалаева Н.Д., Амирова Э.К. и другие.
Семья – это ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья влияет на родителей удручающе. Если появление здорового ребенка приносит в жизнь радость, гордость, нежность, то рождение ребенка родители принимают как катастрофу. Многие родители не сумев справится со стрессом отказывались от таких детей. Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья действует на разных родителей по разному, но часто проявляется, как психологический стресс, следствием которого может проявиться нарушение психики в результате пережитого шока. Многие родители обретают силы, чтобы вернуться к обычной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка.
В семье, где растёт ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, множество проблем: родители не знают, как может проявиться отклонение в развитии, как будет развиваться ребёнок, они бояться за его судьбу, в то время, когда не смогут его уже опекать. Родители пытаются найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?» и «Что дальше? Отказаться от больного ребёнка и поместить его в стационарное учреждение, или они преодолеют все трудности, связанные с воспитанием». С появлением ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье могут появиться много проблем самого разного характера от материального и социального статуса родителей до взаимосвязи семьи и общества. Заметно ухудшает ситуацию отсутствие поддержки со стороны общества и государства. Поэтому очевидна необходимость создания условий для просвещения родителей, организовывая ассоциации родителей детей с особыми нуждами, издание специальной литературы.
Анализируя уровни реакции родителей на появление ребёнка с дефектами, исследователи отмечают, что одни родители принимают дефект ребёнка и адекватно его оценивают, а другие родители готовы обвинить в случившемся всё окружение. А это зависит, прежде всего, от отношений между членами семьи, от моральных и психологических ресурсов близких людей, от материальных условий семьи, что влияет на условия воспитания и обучения, а также на медико-социальную реабилитацию.
Психологическое исследование Л.М. Шипициной, направленное на исследование межличностных отношений в семье, показало, что большинство семей не могут самостоятельно справиться с проблемами, возникшими с рождением ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Причём семьи имеют сходные проблемы: тревожное отношение, чувство одиночества в семье и относительное психическое благополучие.