Размер: м с б
Интервал: м с б
Цвета: Ц Ц Ц
Изображения:
glasses
Версия для слабовидящих
НОВОСТИ btn
7 сентября 2022
Город: Руза
Организация: ГБУСО МО "Рузский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
О пользе игры в шахматы

Чем может быть полезна для детей игра в шахматы?

Шахматы – это не просто игра, которая доставляет детям удовольствие, а занятие, влияющее на развитие у детей высших психических функций -  таких как память, мышление, воображение и др.

Процесс игры в шахматы способствует:

1) развитию:​

-  мышления;

-  суждений;

2) обучению:

-запоминать, сравнивать, обобщать;

- предвидеть результаты своей деятельности;

3) формированию таких ценнейших качеств, как:

- усидчивость,

- внимательность,

- самостоятельность,

- терпеливость,

- гибкость,

- собранность,

- изобретательность.

 

Шахматы являются эффективным средством формирования познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) по нескольким причинам.

Во-первых, шахматы, по форме являясь игрой, по содержанию представляют собой модель интеллектуальной деятельности, поскольку ни один школьный предмет не имеет столь органичного единства высоких умственных нагрузок с высокой эмоциональной насыщенностью и заинтересованностью в конечном результате деятельности.

Во-вторых, шахматы - не только логическая игра, в которой надо оценивать позицию и считать варианты, но и своеобразное интуитивное мышление (на подсознательном уровне) со всевозможными оценками, ассоциациями, эмоциональными компонентами и так далее. И это понятно, так как человеческое мышление, а тем более умственная борьба, никогда не бывает изолированным от других проявлений психики, прежде всего от эмоций и чувств. Игра в шахматы представляет собой вид деятельности, в которой на равных используется как дивергентное, так и конвергентное мышление.

В-третьих, являясь моделью интеллектуальной деятельности, задания на шахматном материале могут служить надежным тестовым материалом для обнаружения и коррекции различных нарушений в интеллектуальной и эмоционально волевой сферах личности.

Таким образом, игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а  также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую  -  обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую -  побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную -  помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учит длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности, вырабатывает волю.

Игра в шахматы хорошо способствует умственному развитию, как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажным подспорьем в развитии ребёнка является стремление к аккуратности. На шахматной доске необходимо поддерживать порядок расположения фигур, а это требует развития осторожности, что обеспечивает развитие мелкой моторике рук.

Самое главное, чтобы ребёнку было интересно играть в шахматы, а для этого нужен мотив. Ребенок действительно должен быть заинтересован этим заниматься и получать удовольствие от игры, а не просто делать одолжение родителям или потому что его заставили.

В любой деятельности ребёнок должен быть заинтересован, увлечён, а для этого требуется творческий подход к процессу, как специалистов, работающих с ребёнком, так и самих родителей.

Удачных сражений на шахматном поле боя!

Поделиться: