Музыка является уникальным способом взаимодействия людей друг с другом, ведь она может обеспечить мощный мультисенсорный опыт. Особенно это полезно для детей с аутистическим спектральным расстройством.
Она предоставляет детям возможность общаться с другими, испытывать новые формы расслабления, способствует самовыражению. Программа музыкального образования, специализированная музыкальная терапия, пение, игра на музыкальном инструменте – все это помогает детям исследовать новую сторону себя и окружающего мира.
Преимущества и недостатки подхода
Многие виды лечения могут помочь людям улучшить свои социальные навыки, эмоциональный рост, академическую успеваемость и даже моторный контроль. Но музыкальная терапия делает гораздо больше. Она меняет мозг, воспитывает способность к познанию и способствует поведенческим изменениям.
Как музыкотерапия может помочь детям с аутизмом:
Поощрение говорить.
Добавляя созвучные звуки, музыкальная терапия может способствовать поощрению разговора, одновременно повышая языковые навыки.
Улучшение понимания языка.
Воспроизведение песен, связанных с конкретными действиями, может улучшить понимание языка и помочь детям узнать значения слов.
Построение социальных навыков.
Музыкальная терапия может способствовать двустороннему общению со сверстниками.
Улучшить развитие речи у аутистов.
Пение дает примеры речевых потоков, рифмования и произношения слов, что может уменьшить проблемы с монотонной речью у детей с аутизмом.
Борьба с сенсорными проблемами.
Поскольку музыка стимулирует чувства, она затрагивает сенсорные проблемы, фокусирует внимание и помогает перенаправить самовосстанавливающееся поведение в сторону социально подходящего поведения.
Эмоциональные ответы и самовыражение.
Музыка дает детям с аутизмом возможность двигаться, танцевать, петь или шуметь, что является способами выражения эмоций.
Стимуляция когнитивной функции
Оба полушария мозга используются для обработки музыки, что позволяет стимулировать когнитивную функцию.
Имеет ли музыкальная терапия недостаток?
Применение музыки при аутизме – психологический прием, в основе которого лежит воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
«Все в мире подчиняется определенным природным ритмам, а человеческая психика без ритмов, именно музыка, помогает людям входить в гармоничное и ритмичное психологическое состояние» – со слов российского психолога С.Л. Рубинштейна.
Методика достаточно «молодая», но уже активно используется в период адаптации, развития и социализации пациентов с аутизмом. На данный момент еще не определены недостатки музыкальной терапии.
Музыкальная терапия и идеи
Деятельность в области музыкальной терапии может быть использована в сеансах терапии, таких как прикладная терапия анализа поведения, логопедия или профессиональная терапия.
Создание музыки с использованием инструментов не только обеспечивает эмоциональное исполнение, но и стимулирует чувства и может поощрять речь. Например, игра на гармонике может помочь ребенку с аутизмом научиться создавать звуки, используя язык, рот и горло.
Танцы под музыку позволяют детям с аутизмом выражать эмоции и помогают уменьшить самостимулирующее поведение. Позвольте детям двигаться или танцевать по-своему, придумывая собственные методы самовыражения. Танцы помогают познать свое тело и способствуют развитию навыков координации.
Во время пения или прослушивания песен дети повторяют жесты или хлопают по ритму песни. Изучение простых ритмических паттернов поможет ребенку с аутизмом увеличить фокус и память. Со временем, вводите сложные ритмы, поскольку дети быстро адаптируются. Применение барабанов или других ударных инструментов также может быть забавным при обучении ритм-паттернам.
Музыкальные вопросы – попросите детей послушать музыкальный звук или фразу, а затем задайте вопросы, чтобы они объяснили, что услышали. Это поможет детям с аутизмом сопоставить звуки с контекстом, одновременно уменьшая сенсорные и поведенческие проблемы.
Музыкальная терапия при аутизме — приятный способ получить коммуникативные и социальные навыки. Она показывает свою эффективность в улучшении симптомов заболевания у детей и взрослых. Ученые и врачи рекомендуют добавление музыкальной терапии к другим формам терапии.
Реальные достижения применения музыкальной терапии при РАС
Результаты исследования показывают, что люди с аутизмом могут проявлять равные или превосходящие способности в обработке тональности, маркировке эмоций в музыке и музыкальном предпочтении по сравнению с типично развивающимися сверстниками. Наиболее убедительные доказательства, подтверждающие клинические преимущества музыкальной терапии, заключаются в областях социально-эмоциональной реакции и общения:
Предварительные выводы подтверждают потенциал музыкальной терапии при аутизме.
The Kingsmen — группа из четырех мальчиков-подростков с аутизмом из Сан-Диего, которые перешли от индивидуальной терапии к музыкальному квартету. Каждый участник привносит уникальную индивидуальность и талант в динамику группы.
Мэтт Сэвидж (джазовый пианист). В возрасте трех лет Мэтту поставили высокофункциональный тип аутизма. Он не мог терпеть звуки природы, и общение с ним было непростым. После завершения специальной терапии для подавления чувствительности к звуку, сенсорные и социальные восприятия Мэтта улучшались ускоренными темпами. Буквально за ночь он научился читать музыку и играть на пианино. В 8 лет профессиональные музыканты назвали Мэтта джазовым вундеркиндом. Он выступает на сцене и в студии с Ellington All Stars, Chaka Khan, Wynton Marsalis и Chick Corea.
Саманта Э. (певица). По ее собственным словам, «Привет, меня зовут Сэм. Хотя у меня аутизм с распространенным расстройством общения, это не мешает мне делать то, что мне нравится. Есть много людей, которые помогают мне быть здесь, их поддержка и помощь, помогли мне стать тем, кем я являюсь сегодня. Я научилась петь, прежде чем говорить, и музыка всегда была для меня способом передать то, как я чувствую мир. Я не лучшая певица, но я люблю петь и быть творческой личностью».
Вольфганг Амадей Моцарт (композитор, пианист). Пожалуй, самый известный композитор классического периода, Амадей Моцарт, написал более 600 произведений. Впечатляющим является то, что он начал исследовать свое ремесло в возрасте четырех лет. Его родители отметили, что он обладает уникальной способностью изучать и запоминать музыку. К 6-ти годам он начал сочинять, а в 8 писал симфонии. Современные исследователи, учитывая способности и поведенческие особенности композитора, диагностировали расстройство аутистического спектра (в период жизни Моцарта о данном заболевании даже и не подозревали).
Сонаты Моцарта – влияние на детей с аутизмом
Сонаты Моцарта мелодично просты. Используя всего несколько музыкальных мотивов, композитор помогает рассмотреть симметрию в музыке, что в свою очередь действует расслабляюще, ненавязчиво и успокаивающе. Первое движение сонаты в основном состоит из тонических и доминирующих аккордов и имеет шесть различных повторяющихся мотивов. Два пианино — эхо друг друга, часто играют одну и ту же мелодию в октавах. Некоторые отрывки играются быстро, некоторые – медленно, так называемые «периоды охлаждения», которые позволяют стимулировать развитие поведенческих и когнитивных навыков.
Сонаты Моцарта ученые рекомендуют прослушивать не только пациентам с РАС, но и с деменцией, женщинам в период беременности и просто для расслабления и восстановления психологической гармонии.
Методика музыкальной терапии для детей с аутизмом
Существует несколько примеров методов, используемых для удовлетворения потребностей пациента с аутизмом, среди которых:
«Музыка ангелов» Моцарта для аутистов
Уже неоднократно доказано, что музыка Амадея Моцарта положительно влияет на мозг детей и взрослых больных аутизмом. «Музыка ангелов» активизирует способности человеческого мозга. Мелодия насыщена звуками с высокой частотностью, ритмичностью, определенной повторяемостью. Она наполняет энергией, заставляя головной мозг реагировать на звуковые частоты.
«Музыка ангелов» — искренна, светлая, чистая и солнечная, и легко воспринимается пациентами с РАС.
Музыкальная терапия для детей с аутизмом: отзывы
Положительные
Отрицательные
Я начала дочери включать пение птиц, дельфинов, шумы природы с самого рождения, заметила, что под шум дождя мы проще засыпаем. Классику начали вводить в три года, реакция была хорошая, есть же даже предпочтения, под одну музыку мы играем, под другую отдыхаем, под третью – кушаем. Теперь вот думаю попробовать обучить каким-то музыкальным инструментом. (Яся)
Мой сын ни музыку, ни какие-то иные мелодичные звуки, кроме ровной и монотонной речи не воспринимает и сильно раздражается. Наверное, нам проходить муз. терапию пока рано. (Алина)
А мы просто в восторге от сонат Моцарта, наверное, в них что-то реально есть, сын даже научился сам ее запускать на компьютере. И, что заметила, он пытается повторить мелодию не только голосом, но и подручными предметами. Концентрация и внимание улучшились. Однозначно, музыка полезна как часть лечения при РАС. (Виктория)
Не доказана ее эффективность, сын вообще никак не изменился после курса музыкальной терапии. Выброшенные деньги на ветер. (Инна)
У дочери аутизм с абсолютным музыкальным слухом, любая мелодия воспроизводится на пианино быстро и без проблем. Музыка поможет нам справиться с аутизмом, и я в это верю. А то, что музыка Моцарта чудотворна – это факт, который мы испытали на себе, именно с сонат у нас и начал проявляться муз. талант. (Ира)
Сын отказался посещать курсы музыкальной терапии, хотя программу для нас разработали индивидуально, были крики, истерики. Насильно не стала водить, подбираем иные методы. (Полина)
Пусть музыка и не может излечить полностью аутизм, зато она может использоваться в качестве релакса, что порой очень важно для ребенка-аутиста. У нас, например, все истерики с симфонической музыкой заканчиваются моментально, а под пение дельфинов мы засыпаем. Теперь осваиваем барабаны и маракасы, сыну нравится, и это главное. (Даша)
Вывод
Музыка – универсальный язык, который позволяет ребенку с расстройством аутистического спектра общаться с окружающим миром. Музыка многогранна, она может успокоить, заинтересовать, взбудоражить, вызвать массу разноплановых эмоций.
Музыкальная терапия – уникальная возможность восстановить коммуникативные, поведенческие, речевые и умственные навыки ребенка при условии применения ее в качестве звена более объемного комплексного лечения.
Потапова С.Ф. заведующая отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями ГКУ СО МО "Королевский СРЦН "Забота"