Проблема общения умственно отсталых детей со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка.
Л.С. Выготский считал, что потребность в общении детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза.
Коммуникативные навыки - навыки, без которых невозможно плодотворное общение, а коммуникативные умения, - это навыки, без которых невозможно плодотворное общение, а коммуникативные умения, - это возможность устанавливать и поддерживать необходимый контакт с окружающими людьми.
Ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость интересов, слабость речевых контактов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей. В силу диагноза, коммуникация этих детей с собственными родителями так же ограничена и протекает без необходимой активности со стороны ребенка. Результатом этого становятся проблемы не только общения, но и формирования самосознания на фоне недостатков самоанализа, самооценки и ориентации на мнение значимых взрослых людей.
Воспитательные установки матери и отца, их поведение влияют на освоение детьми сферы межличностных отношений с людьми. Необходимость развития коммуникативных навыков ребенка ложится на плечи родителей, так как они являются постоянными спутниками, учителями и наставниками своим детям. Основная задача родителей и педагогов в работе с умственно отсталыми детьми - максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, а овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе, каждый из родителей должен брать на себя выполнение контролирующей и регулирующей функции в общении. Родители играют роль помощников и экспертов, по просьбе ребенка они должны проявлять готовность отвечать на вопросы, объяснять поступки людей и событий в различных ситуациях.
Одобрение, принятие и помощь взрослых во многом определяют характер общения детей с окружающими людьми. Семье отводится решающая роль в направленности социального поведения ребенка в обществе. В общении между супругами, родителями и детьми формируются личностные особенности, закладываются основы морально-нравственных аспектов взаимоотношений с другими людьми, зависит коммуникативный статус умственно отсталого ребенка. А вот под влиянием низких оценок со стороны значимых взрослых, умственно отсталый ребенок начинает осознавать свою малоценность. Возникает целый ряд субъективных установок, которые впоследствии вызывают внутриличностные и межличностные конфликты. Постепенно у детей начинает проявляться недостаток инициативы, неумение определять конкретные коммуникативные задачи и реализовывать их в контексте общения с людьми.
Вырабатывается слабость побуждений и недостаток самоконтроля у умственно отсталого ребенка, что является основной причиной нарушения его коммуникации. Эти дети обычно мало интересуются окружающими людьми. У них отсутствует стремление задавать взрослым вопросы и вступать с ними в беседу. Поэтому инициатором должен выступать родитель, который намеренно вовлекает ребенка в разговор и прилагает к этому существенные усилия.
Свойственная умственно отсталым детям инертность и замедленные реакции осложняют речевую коммуникацию, поэтому в ряде случаев они не отвечают на обращения родителей, не поддерживают возникающую беседу.
Ограниченный жизненный опыт, сниженный интерес к окружающему, узкий круг знаний препятствуют развернутому диалогу. Так же в общении с родителями эти дети недостаточно пользуются речью, заменяют высказывания произнесением отдельных слов, а иногда и вовсе заменяют словесный ответ кивком головы или другим, понятным родителю, движением.
Дети нуждаются в инициативном воздействии со стороны своих самых близких людей и зависят от постоянного присутствия рядом родителей и их помощи.
Роль семьи в социальной компенсации ребенка не заменима. Повышение коммуникативной компетентности родителей является одной из ведущих задач оказания психокоррекционной помощи умственно отсталым детям на всех возрастных этапах их развития и обучения.
Советы родителям:
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.
2. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности. Комментируйте свои действия, действия самого ребенка и окружающих.
3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под влиянием стресса и вас легко вывести из равновесия.
4. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях .
5. Говорите понятными для ребенка фразами, простыми предложениями, но, в то же время, ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка.
6. Говорите спокойно, уравновешенно, с интонацией.
7. Мотивируйте ребенка отвечать на ваши вопросы.
8. Старайтесь мотивировать ребенка задать вам вопросы.
9. Проводите занятия с ребенком в игровой форме.
10. Позвольте ребенку пробовать преодолевать трудности, не старайтесь выполнить все за него. Учите его самостоятельности.
11. Уделите особенное внимание процессу просмотра мультфильмов и передач вашим ребенком. Яркие картинки и их стремительная смена на экране, громкое и веселое озвучивание мультфильмов очень нравятся детям, но умственно отсталый ребенок часто не понимает сюжет приходящего на экране. Просмотрите мультфильмы и сказки совместно с ребенком. Комментируйте происходящие действия. После просмотра, проанализируйте степень понимания ребенком сюжета в мультфильме, попробуйте завести беседу на тему мультфильма. Задавайте вопросы по сюжету. Стимулируйте ребенка задавать вопросы вам.
12. Для самых маленьких детей полезно просматривать диафильмы совместно с родителями. Статичный слайд изображения позволяет ребенку фиксировать и задерживать внимание на сюжете. А ваши комментарии помогают лучше понимать происходящее действие на экране.
Не забывайте, что для полноценного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенного это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.
Клюева Светлана Викторовна, учитель-дефектолог отделения несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями ГКУ СО МО "Королевский СРЦН"