Размер: м с б
Интервал: м с б
Цвета: Ц Ц Ц
Изображения:
Единая служба социального сопровождения детей-инвалидов Московской области “ДАР”
glasses
Версия для слабовидящих
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ btn

Уважаемые родители!

Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка – алалия. Что это значит? Как помочь своему ребенку? Вопросов у Вас возникает множество. Постараемся ответить на некоторые из них.

   Что такое алалия?

Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

 АЛАЛИЯ - [ a- отрицание +  греч. lalia речь или lalio- говорю] -  отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее компоненты: фонематическая, лексическая, синтаксическая, морфологическая сторона, все виды речевой деятельности и все формы устной и письменной речи.

Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

При овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словарного запаса идет очень медленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: "Мальчик горка санках катается" (Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: "Ляля киля гиля" (Девочка катается на лыжах).

Алалия - это не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении происходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Однако, при нормальном развитии речи один этап развития сменяется другим более плавно и быстро, чем при алалии.

В дошкольном возрасте при алалии отмечаются выраженные трудности в формировании звуковых образов слов: владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Они могут правильно произносить большинство звуков или даже все звуки изолированно и в слогах, но они не могут реализовать эти возможности при произнесении слов.

Поэтому характерным признаком алалии является несформированность слоговой структуры слов,      трудность использования даже хорошо знакомых слов. Имея довольно большой пассивный словарь, дети затрудняются в назывании предметов, картинок и даже в повторении за взрослым отдельных слов, особенно сложной слоговой структуры. Искажения слоговой структуры слов в основном идут за счет ее упрощения - опускания звуков и слогов, перестановок, замен.  Характерны нестойкость и разнообразие этих замен.

При алалии нарушается процесс вспоминания нужного слова по его звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. При этом наиболее трудными оказываются слова, выражающие обобщенные и абстрактные понятия и не несущие за собой конкретного зрительного представления. Эти трудности обусловливают частые паузы, остановки в речи и широкое использование детьми в общении мимики и жестов.

Для большей наглядности, можно привести такой пример: в вашем письменном столе лежит много разнообразных нужных вещей. У каждой вещи есть свое место. При необходимости, Вы очень легко можете найти нужную вещь. Но если все эти вещи выбросить на пол и перемешать, то поиск нужной вещи заметно усложнится - Вы точно знаете что нужная Вам вещь лежит в этой куче, но чтобы ее найти нужно потратить немало времени и сил. Так и дети с моторной алалией - они понимают то, что им говорят, но найти нужное слово в “куче” всех известных им  трудно.

Условно алалию делят на сенсорную и моторную.

Моторная алалия (экспрессивная)  - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. Причина - поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей. Проще говоря: ”я все понимаю, но сказать не могу”.

Для детей с моторной алалией характерна крайне низкая речевая активность. При этом чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов. Иногда подобная форма общения формируется у ребенка как реакция негативизма на предъявление ему непосильных требований, например когда родители или логопед начинают поправлять ребенка, не понимают его искаженных по структуре слов или когда начинают «ставить» ему звуки.

Более всего при моторной алалии страдает фразовая речь и без специального обучения элементам грамматического строя речи дети  им не овладевают. Особенности речи у ребенка с моторной алалией зависят от тяжести дефекта. Речь такого ребенка понятна для окружающих, но имеет место выраженный дефицит языковых средств; затруднения в актуализации слов; разнообразные виды аграмматизмов; пропуски предикатов, предлогов, местоимений, нарушения порядка слов в предложениях, неправильное употребление падежных окончаний существительных, замена косвенной формы существительных и прилагательных нулевой формой.

Чаще всего дети с алалией допускают ошибки в употреблении творительного и предложного падежей, смешивают окончания падежей, затрудняются в склонении существительных с предлогами. Характерной особенностью является также непостоянство допускаемых замен падежных окончаний.

Приведенные факты подтверждают гипотезу о несформированности при моторной алалии динамического речевого стереотипа. Поэтому, несмотря на то, что у детей со временем формируется определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса. Причем эти трудности с возрастом могут возрастать, по мере того как речевая деятельность требует все большей автоматизации речевого процесса. Поэтому, даже усвоив синтаксические структуры простых предложений, дети испытывают стойкие затруднения в овладении навыками связной речи.

Таким образом, для детей с моторной алалией характерны специфические особенности в усвоении ими родного языка. Прежде всего при алалии слабо развито чувство языка, которое в норме возникает непроизвольно в процессе речевого общения. На его основе формируются первые языковые обобщения, имеющие неосознанный, эмоциональный характер и играющие роль в развитии ребенка.

Физиологическую основу этого процесса составляет механизм формирования динамических временных связей с постепенным становлением динамических стереотипов. При моторной алалии этот механизм нарушается и на всех этапах развития ребенка происходит деавтоматизация речевого процесса, недоразвитие динамического стереотипа речевой деятельности. Это, в свою очередь, обуславливает формирование особого патологического типа лингвистического поведения, основным дефектом которого является несформированность произвольной речевой деятельности. Вторичным дефектом можно считать нарушения коммуникативной функции речи с частыми проявлениями речевого и поведенческого негативизма.

В нормальном онтогенезе развитие связной речи начинается в дошкольном возрасте и происходит наиболее интенсивно в процессе школьного обучения. При моторной алалии  отмечаются выраженные и стойкие нарушения в развитии связной речи. Специальными  исследованиями было показано, что дети с моторной алалией даже в школьном возрасте затрудняются в правильном расположении серии сюжетных картинок, им недоступно смысловое обобщение разрозненных элементов в логическое единство. Особо выраженные затруднения они испытывают в изложении элементарной последовательности событий. Поэтому при школьном обучении дети с трудом справляются с такими творческими работами как изложения и сочинения.

Несформированность связной речи при моторной алалии связана с нарушениями операций программирования, отбора и синтеза речевого материала, с несформированностью внутренней речи. За этими отклонениями в развитии лежит нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга.

Для детей с моторной алалией, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. У них наблюдается физическая недостаточность, соматическая ослабленность. Выявляется общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность.

При алалии снижается объем памяти. Особенно страдает вербальная память – произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, т.к. речезрительная память у них более развита.

Сенсорная алалия (импрессивная)- это недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов. У ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причина - поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей. Проще говоря: ребенок напоминает иностранца - он часто не понимает, чего от него хотят, хотя сам говорит правильно , много и охотно.

Детей с сенсорной алалией часто путают с глухими детьми. Громкие, резкие звуки они не воспринимают; хотя тихий, ласковый голос слышат хорошо. Речь под музыку ими не воспринимается. Плохо понимают эти дети и эмоционально окрашенную речь. Они не понимают тонкой дифференциации эмоций, поэтому эмоции пугают ребенка. Обыкновенный ребенок может воспринимать фразу до 8 слов, сенсорный алалик может понять только немногословную речь (из 3-4 слов, что приблизительно равно 9 слогам). Из длинной фразы сенсорный алалик ничего не поймет. Следовательно, с ребенком, страдающим сенсорной алалией нужно разговаривать тихим голосом, спокойно, короткими фразами.

Однако деление алалии на сенсорную и моторную довольно условно. Чаще встречаются смешанные формы алалии, где тот или иной компонент выражен более или менее заметно.

Дети-алалики нуждаются в постоянных систематических занятиях по развитию речи под руководством специалиста-логопеда.

Для детей дошкольного возраста, страдающих алалией, существуют специализированные дошкольные и медицинские учреждения (логопедические группы или детские сады для детей с тяжелыми нарушениями речи, стационары, санатории). В каждом из учреждений проводится согласованная работа медико-педагогического персонала, направленная на формирование речи у детей, обеспечивается единый речевой режим.

Для детей с алалией школьного возраста требуется особая организация обучения, которая осуществляется в условиях школ для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. В специальной школе обеспечивается воспитание и обучение детей, хотя глубокое отставание в развитии речи ограничивает их устное общение и создает серьезное препятствие в овладении основами наук.

Дети с легко выраженным недоразвитием речи могут обучаться, хотя и со значительными затруднениями, в общеобразовательной школе, а параллельно заниматься на логопедическом пункте.

На логопедических занятиях восполняются пробелы в речевом развитии детей, проводится работа по совершенствованию коммуникативной и обобщающей функций их речи. Работа строится индивидуализированно в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Наиболее благоприятным возрастом для начала работы являются 3-4 года, когда у ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

  В чем причина алалии?

Причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни (до трех лет).  В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется целый комплекс патологических факторов.

В последнее время высказываются предположения о возможности поражения при моторной алалии корковых отделов как левого (доминантного для речи), так и правого полушарий головного мозга. Одновременность поражения обоих полушарий, даже слабой степени выраженности, может объяснить одну из характерных особенностей моторной алалии: слабость, а часто и полное отсутствие спонтанной компенсации речевого дефекта.

  Советы родителям.

Основное обязательное условие помощи ребенку – необходимы ежедневные систематические занятия с ребенком!

Занятия с ребенком не должны носить характер выполнения уроков. Они должны проходить в свободной игровой форме.

При подозрении логопеда на алалию, Вам необходимо показать ребенка невропатологу и пройти с ним обследование, которое подтвердит или опровергнет данный диагноз. Это необходимо для оказания квалифицированной помощи вашему ребенку. Ведь если будет неправильно поставлен диагноз, будет неправильно проведена коррекция, что даст не положительный, а скорее отрицательный результат. Поэтому необходимо как можно скорее сделать необходимые анализы и показать их результаты учителю-логопеду.

Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовывать и в быту, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, когда взрослые имеют возможность многократно называть различные действия, которые выполняет ребенок, и предметы, которыми он при этом пользуется

Чтобы ребенок приобрел определенный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и др.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на прогулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребенок отказывается повторять слово за взрослым, не надо требовать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрослыми.

Необходимо знать речевые возможности ребенка на каждом конкретном этапе его развития. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.

Нельзя перегружать ребенка речевым материалом - это может привести к заиканию. Речевой материал следует подбирать с учетом его количества и доступности. С ребенком, страдающим сенсорной алалией нужно разговаривать тихим голосом, спокойно, короткими фразами, не прибегая при этом к ярко окрашенным эмоциональным высказываниям. Не делать уроки при включенном телевизоре, музыкальном сопровождении. Это сильно отвлекает ребенка. С ребенком, страдающим моторной алалией необходимы систематические занятия по развитию всех структур речи. Для домашних занятий хорошо подойдут наборы сюжетных картинок, которые можно раскладывать вместе с детьми в нужной последовательности, а затем составлять по ним связные рассказы, обращая особое внимание на употребление ребенком в речи глаголов, наречий, предлогов, прилагательных, в нужной грамматической форме. На четкое проговаривание окончаний слов нужно также обращать пристальное внимание.

В играх с детьми-алаликами необходимо уточнять, расширять и систематизировать словарный запас. Для этого необходимо вокруг каждого слова создавать его семантическое поле. Что это такое?

Например, возьмем слово «шуба». Что вы себе представили? Во-первых, вспомнили о своей шубе. Затем, вспомнили, из какого меха она сделана, какого цвета, размера, фасона, где продается, сколько стоит, хватит ли у вас денег, чтобы купить новую и т.д. А ребенок при этом слове может представить только свою родную шубу и при этом не узнать на картинке шубу другого цвета и фасона. Он мыслит конкретно.

Еще один пример. Возьмем слово «стул». Что о нем можно сказать? Из чего он сделан (деревянный, металлический, пластмассовый…), какого он цвета ( коричневый, желтый, зеленый …), мягкость (мягкий, жесткий, полумягкий), назначение (кухонный, ученический, офисный…), принадлежность (взрослый, детский, игрушечный), размер ( большой, маленький) и т.д.

Возьмем не существительное, а глагол. Например, «летает». Кто может летать? (птица, насекомое)   Что может летать? (самолет, планер, снежинки, пушинки …). Как можно летать (быстро, медленно, высоко, низко, плавно…) Где можно летать? ( в небе, в воздухе, в космосе…) и т.д.

Возьмем прилагательное. Например «веселый». Кто может быть веселым? ( человек, мама, друг, щенок…) Что может быть веселым? (фильм, урок, рассказ, материал, платье…) и т.д.

Подобным образом необходимо поработать с каждым словом. Для этого дома можно устраивать интеллектуальные игры – «Кто больше назовет слов на данную тему». Можно играть с мячом. Можно за каждый ответ раздавать фишки или фанты. Главное, чтобы эти игры проводились систематически, а не раз от разу.

Очень полезно отгадывать с детьми кроссворды. А еще лучше придумывать их самим вместе с детьми, по заранее заданной теме. Это очень активизирует словарный запас у ребенка. Обращайте особое внимание на обобщающие слова (мебель, овощи, фрукты, посуда, спортинвентарь и т.д.)

Не бойтесь поправлять ребенка, если он говорит неправильно. Лучше это сделаете Вы дома, в доброжелательной форме!!!