Работая с детьми с ограниченными возможностями в развитии, я иногда сталкиваюсь с проблемой неумения ребенка обслужить себя самостоятельно. Есть дети, которые демонстрируют хорошую обучаемость, но в то же время, совершенно не умеют обслуживать себя сами. Например, это становится понятно, если ребенку потребовалось сходить в туалет и выполнить все манипуляции самому и правильно. Некоторые дети не умеют или не приучены мыть руки после туалета. Кто-то из детей просто мочит руки под водой без мыла, кто-то и вовсе подставляет руки под воду и ждет, когда я проведу все нужные манипуляции с его руками. Это говорит о несформированности навыков и умений самостоятельно жить и обеспечивать свои потребности.
Причины такого положения могут быть совершенно разные, и хочется обратить внимание родителей на важность и нужность обучения детей самостоятельности с самых ранних лет.
Для более полноценного развития ребенок должен обладать умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни. И обучение ребенка этим навыкам ложится непосредственно на плечи его родителей и законных представителей, так как они находятся рядом со своими детьми постоянно. Каждый день ребенок должен проводить жизненно важные манипуляции по обеспечению себе комфортной жизни: чистить зубы, умываться, самостоятельно и аккуратно ходить в туалет, мыть руки, есть, одеваться и т.д…
Помимо того формирование навыков самообслуживания решает и другие задачи по общему развитию ребенка с ОВЗ расширяя представления и знания об окружающих вещах, их предназначении и свойствах. Формирует умения ориентироваться на образец, выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, соблюдать определенную последовательность действий, развивает моторику и зрительно – моторную координацию. А успешность и качество овладения этими навыками является необходимым условием успешной социализации и адаптации в обществе.
Ребенок с ОВЗ находится в центре внимания семьи. Взрослые стремятся максимально удовлетворять его потребности, берут на себя все повседневные заботы. Любящие родители не задумываются о подготовке сына или дочки к реальной, самостоятельной жизни в будущем. Иногда родителям легче и быстрее сделать все самому, чем из раза в раз контролировать процесс самостоятельной деятельности детей в моменты одевания или уборки игрушек.
Родители отдают ребенку много сил и внимания, но при этом упускают всю важность и нужность научиться делать самые необходимые вещи самому.
Детям с особыми потребностями требуется помощь взрослого в овладении всеми этими навыками. А взрослому нужно время и терпение,
чтобы научить малыша самостоятельно принимать пищу, ходить в туалет, ложиться спать и т.д.
Советы родителям:
Для обучения любому умению используют метод пошагового обучения, когда один сложный навык делится на множество маленьких шагов. Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Распорядок дня создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки у любого человека.
Для дополнительной сенсорной опоры и улучшения понимания ребенком действий можно воспользоваться коммуникационной системой обмена изображениями — это «система дополнительной альтернативной коммуникации» (PECS).
Так же при обучении любому умению, можно обозначить подробный пошаговый план. Опора на картинки способствует лучшему пониманию и запоминанию и порядка манипуляций. Не пытайтесь научить ребенка всем манипуляциям сразу. Выберете 1-2, начните с более простых (мытье рук), после усвоения этого навыка, переходите к обучению следующего. Постепенно ребенок выучит все навыки самообслуживания, по плану распорядка дня.
Помните о том, что для правильного и самостоятельного выполнениянавыков в любой ситуации, ребенку с ОВЗ необходимо практиковаться!
С уважением, С.В. Клюева, учитель-дефектолог отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями ГКУ СО МО "Королевский СРЦН "Забота".