Думаю, любой родитель согласится, что словосочетание «коррекционная школа» звучит несколько устрашающе. Сразу же воображение рисует образы детей с «букетом» физических недостатков, безумными взглядами и неадекватным поведением. Наверное, именно поэтому многие мамы и папы сразу же отказываются от предоставления детям возможности получить качественную коррекционную помощь, предпочитая оставить всё так, как есть, надеясь на чудо. Хотя в такой ситуации надо как следует разобраться и только потом принимать обдуманное решение. Кстати, большая часть обучающихся специальных школ внешне ничем не отличается от остальных детей. Поэтому наравне с учебными заведениями для ребят без отклонений, существуют специальные коррекционные общеобразовательные школы. В них занимаются обучением детей с учетом особенностей развития и ряда диагнозов. В этих заведениях работают квалифицированные специалисты, умеющие найти общий язык к особым детям.
Какие же бывают виды коррекционных школ?
Каждая из патологий развития требует специальных методов исправления. Потому различают несколько типов коррекционных школ. Дети с нарушениями слуха учатся в школах I вида. Для глухонемых предназначены отдельные заведения II вида. Слепые, а также слабовидящие детки посещают школы III и IV вида. Если есть нарушения речи, можно посещать V вид таких заведений.
При неврологических и психиатрических больницах иногда функционируют образовательные учреждения VI вида. Они созданы для тех ребят, у которых наблюдаются разные формы ДЦП, а в анамнезе были черепно-мозговые травмы.
В школы VII вида принимают учащихся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, а также тех, у кого выявлена задержка психического развития (ЗПР).
Учебное заведение VIII вида специализируется на работе с умственно отсталыми детьми. Основной целью педагогов является адаптация учеников к жизни. Здесь обучают читать, считать, писать, уметь ориентироваться в простейших бытовых ситуациях, налаживать социальные контакты. Много времени уделяется развитию трудовых навыков, чтобы ребенок в будущем имел возможность заработать себе на жизнь физическим трудом, например столярное дело или шитье.
Конечно же, учиться ребенку в коррекционной школе или нет, решение должно приниматься в каждой ситуации индивидуально.
Посоветуйтесь с членами комиссии в Бюро медицинской социальной экспертизы, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, может, там помогут советом. Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже там учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно с будущими одноклассниками. Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений, ведь в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе, поверьте!
Павлецова Н.Н.,
специалист по социальной работе
портала «ДАР»