Всегда ли ребёнок с теми или иными нарушениями развития считается инвалидом? В настоящее время этот вопрос на уровне специалистов различных служб является несовершенным. Сегодня можно услышать «особый ребёнок», «ребёнок с нарушением развития», «ребёнок с ограниченными возможностями», «ребёнок-инвалид».
С точки зрения законодательства существует такое разграничение. Ребёнок с ограниченными возможностями - это ребёнок без статуса инвалидности, но имеющий нарушение той или иной функции. Этот статус можно получить в городской или областной психолого-медико-педагогической комиссии.
Ребёнок-инвалид - это ребёнок с юридическим статусом инвалидности. Данный статус нужно получить путём освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы.
Часто говорят: «ребёнок-инвалид первой группы» и так далее. На самом деле дети до 18-ти лет по действующему законодательству РФ являются просто детьми-инвалидами и деления на группы до совершеннолетия не предусмотрено.
Есть и третья категория - это дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. На данный момент нормативными актами не предусмотрено чёткого алгоритма и набора показателей об определении данной категории детей. Причём, нужно отметить, что эта группа имеет место быть только в социальной службе.
А в реальной жизни есть ещё и дети без определённого статуса, фактически подходящие в первую либо во вторую, либо в третью группу, но родители в силу разных причин не оформили статус своему ребёнку.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Павлецова Н.Н.