Размер: м с б
Интервал: м с б
Цвета: Ц Ц Ц
Изображения:
Единая служба социального сопровождения детей-инвалидов Московской области “ДАР”
glasses
Версия для слабовидящих
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ btn

Одна из самых основных проблем развития, которую диагностируют у детей дефектологи, нейропсихологи, логопеды, – это нарушение сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка – развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: об их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

На первый взгляд может показаться, что это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды, то есть его часто берут на руки, гладят, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот разнообразные игрушки и предметы – то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает. Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной недостаточности, то развивается дисфункция обработки сенсорной информации.

То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию, что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс – влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками.

Если вы замечаете, что: 1) ваш ребенок необъективно считает одежду колючей; 2) часто вздрагивает от громких и резких звуков, закрывает уши и плачет; 3) ребенка раздражает яркий свет; 4) его укачивает в транспорте и он не любит кататься на качелях; 5) часто падает или бьется головой, чтобы привлечь внимание или показать свое недовольство; 6) уклоняется от прикосновений, – то это повод обратиться к специалисту.

Очень важно как можно раньше выявить симптомы нарушения сенсорного развития, это является залогом успеха проведения коррекции и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: таких, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем.

Напоследок несколько несложных рекомендаций. Для предупреждения сенсорного дефицита специально крепко обнимайте ребенка, «возитесь» и боритесь с ним. Заворачивайте раздетого малыша в грубую махровую простыню, шерстяное одеяло. Обкладывайте его подушками, чтобы он сам из-под них выбирался. Очень полезны игры с песком, водой, мукой, тестом, крупой, пластилином, глиной, пальчиковыми красками. Во время таких игр важно, чтобы всем было весело, чтобы взрослые вели себя эмоционально, помогая ребенку сравнивать и оценивать полученные ощущения.

 

Е.О. Колисова, учитель-дефектолог отделения помощи семье и детям ИСРЦН «Теремок».