«Зачем нужна ребенку музыка? » - кто сможет ответить на этот вопрос?
В каких-то важных государственных документах, безусловно, написано, что все мы хотим вырастить наших детей образованными, духовно богатыми и развитыми и для этого нужны занятия музыкой, рисованием, литературой. У нас по давней традиции принято видеть в эстетическом воспитании «средство формирования разносторонне развитой гармоничной личности». Но что стоит за этим привычным заклинанием? В СМИ и на страницах интернета размещено множество статей и работ с постоянно повторяющимся, порой бессмысленным текстом, переписанным друг у друга. А многое уже просто устарело.
Значительное место в реабилитационной работе, как важного средства воспитания личности ребенка, современная специальная психология и педагогика отводит музыке. По глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, «музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».
Музыкальное воспитание в условиях центра выполняет компенсаторную, общеразвивающую, социально-реабилитационную функции. Главный вопрос при появлении каждого нового ребенка в центре — КАК, В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ работать? Ведь в педагогике существует заповедь: «Не навреди»!
«...Идеализация музыкальных шедевров в общественно-педагогическом сознании неизбежно означает уход музыкальной педагогики от своих действительно актуальных задач и неспособность увидеть реальные проблемы. Сопротивление детей нашим педагогическим усилиям и их нынешнее полное отчуждение от музыки — это, конечно, не то, чего мы все хотим, но то, чем мы платим. Платим за то, что не слышим, не видим, не хотим понимать интересы детей и вдобавок неправильно думаем о некоторых вполне очевидных вещах! Дети открывают себя, как сущность, у которой есть глубокая биологическая и психическая потребность соотносить себя с миром звуков. Все звуки мира — это только шум, пока кто-нибудь не услышит в них музыку. Петь, танцевать, играть, придумывать, экспериментировать, не задумываясь при этом, как все выглядит со стороны,- значит обеспечить главное условие музыкально-педагогической успешности, которое именуется УДОВОЛЬСТВИЕМ».
Это небольшая часть из теории и практики начального музыкального обучения, автором которой является Татьяна Эдуардовна Тютюнникова, с романтичным названием «Под солнечным парусом, или полет в другое измерение». Как все понятно и близко.
Музыка является источником особой детской радости. Ребёнок открывает для себя ее красоту, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может.
Основная цель работы музыкального руководителя социально-реабилитационного центра: «Поиск и применение эффективных игровых технологий для коммуникативного, музыкального и творческого развития детей, соответствующего их эмоциональному состоянию, восприятию мира, подготовке». Основная задача - Индивидуальный подход к каждому ребенку для поведенческой коррекции и реабилитационного процесса в целом.
На музыкальных занятиях актуально, возможно и необходимо использовать все разнообразие методов и приемов, варьировать и импровизировать, творить с радостью и удовольствием. Все виды музыкальной деятельности (танцы, игры, хоровое пение, театрально-игровая деятельность) направлены на развитие коммуникации, что является немаловажным аспектом для гармонизации отношения ребенка с окружающим миром, и в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Общение с музыкой доставляет детям удовольствие, а положительный опыт общения на музыкальных занятиях мотивирует детей на действие и развитие. Предоставление шанса каждому ребенку для поиска индивидуального для него способа общения с музыкой развивает его природную музыкальность, высвобождает первичную креативность, формирует внутренний мир и помогает в самопознании. Происходит эмоционально-психическое развитие и коррекция.
Каждая деятельность педагога, будь то реабилитация, коррекция или компенсация, должна быть нацелена на результат. А что мы хотим видеть в качестве результата от воспитания музыкой? Чтобы дети правильно интонировали звуки? Но ведь не у каждого есть вокальные способности. Что бы ребенок рассуждал правильно и красиво, прослушав музыкальное произведение? Но ведь содержание музыкального произведения не передать на словах.
Результатом музыкально-коррекционной работы является то, что дети с удовольствием посещают музыкальные занятия, открывают новое и прекрасное, становятся более раскрепощенными. Познают свои возможности средствами музыкальных игр. Применяют полученный опыт в досугах и развлечениях. Творят и играют на музыкальных занятиях с удовольствием.
Разве музыка нужна ребенку, что бы ее знать как науку и уметь о ней говорить? В жизни чаще бывает наоборот: человек спрашивает, кто написал то произведение, которое ему так понравилось. Может быть, все-таки музыка нужна ему для удовольствия? В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение.
Вдовина Л.М., Ивантеевский СРЦН "Теремок"